Искусство жить.
Психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях
г. Павловский Посад, ул.Кирова, 56,
ТЦ "КИМ", каб. 214
тел: 8-915-090-96-90

Исследование психического состояния подростка в контексте развития его идентичности. Крякина Людмила Александровна



Исследование психического состояния подростка в контексте развития его идентичности.
Крякина Людмила Александровна
Педагог-психолог МОУ «Лицей №2
 имени В.В. Тихонова » 
г.о.Павловский Посад Московской области
E-mail:ludmila.krjakina@mail.ru
Аннотация. В статье раскрыто понятие идентичности подростка и связи её развития с психическим состоянием обучающегося лицея. На примере анализа результатов диагностики различных параметров идентичности и психического состояния показано, как зрелая идентичность положительно коррелирует с устойчиво-позитивным отношением к ведущим жизненным ценностям, низкой тревожностью, высоким социометрическим статусом в группе, выраженностью факторов защит в характере подростка.
Ключевые слова.  Идентичность, ценности, психическое состояние, подросток, тревожность, депрессивность, социометрический статус, отклоняющееся поведение, отношение, самоотношение, самоопределение.

В основу наших исследований положена идея становления и развития идентичности подростка на протяжении школьного обучения.  В данном исследовании затрагивается возраст от 11 до 16 лет, т.е. это обучающиеся среднего звена и старших классов.
Образ «Я» согласно теории энерго-динамического развития М.Спаньолло Лобб появляется в раннем детстве,  когда ребенок  переходит от обозначения себя именем, к местоимению (я, мой, меня). В 3-4 года уже формируется понятие о себе, появляется самооценка.
В зависимости от того, как человек прошел эти стадии своего развития, его личность имеет определенную степень зрелости. Определяющее значение в становлении Я-концепции имеют отношения с семьей, друзьями, школой. На неё влияет то, как ребенок видит себя, внушенные ему нормы и оценки, самостоятельность или сверхконтроль со стороны родителей, детско-родительские отношения, связь с семьей, сопереживание близким. У идентичности как соответствию самому себе есть несколько составляющих - психологическая, соматическая и нарративная. С психологической точки зрения оценивается постоянство желаний, ценностей, предпочтений. С соматической - телесное ощущение постоянства себя, с нарративной- присвоение собственного опыта событийности.
Человек с незрелой, диффузной идентичностью не имеет четких личностных границ, может нарушать границы других людей, ему трудно делать выборы, т.к. он сам  себя не знает, его ценности расплывчаты, ценности, которые можно отнести к «патриархальным» (семья, отечество культура) слабы и неустойчивы, равно как и ценности, направленные на социум и свою индивидуальность (другие люди, дружба, свое тело, душевные ценности).
Методика диагностики личностного роста (авторы И.В.Кулешова, П.В.Степанов, Д.В.Григорьев) направлена на изучение ценноостной сферы личности как составляющей его идентичности.
Нравственными ценностями в методике определены:  Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд,  Культура и ценности, характеризующие отношение к человеку. 
В результате оценивается отношение к той или иной жизненной ценности по следующим уровням: устойчиво-позитивное ( 15 и выше баллов), ситуативно-позитивное (от 0 до 15 баллов), ситуативно-негативное (от -1 до -15 баллов), устойчиво-негативное (ниже -15 баллов).
Сравнивая результаты диагностики ценностных ориентаций в группах лицеистов 2009 г и 2021, мы пришли к выводу, что средний балл отношения к ведущим жизненным ценностям не изменился. Но изменился,  и существенно, характер ценностных предпочтений. Так, например, по ценности «Семья» средний балл сократился вдвое, а «Человек как другой» - на одну треть. 
В 2021-22 учебном году в 7-х и 9-х классах нами была проведена анкета «Хронометраж времени после занятий в школе». Из анализа анкеты следует, что на общение с семьей и друзьями офлайн школьники тратят вдвое меньше времени, чем на компьютерные игры, просмотры соцсетей и общение в мессенджерах. Таким образом, данные анкеты подтверждают перераспределение по рангам жизненных ценностей у современных подростков относительно подростков 14 лет назад.
Интересные данные получены в текущем учебном году при сравнении показателей по одной и той же группе обучающихся в 6-м классе, 9-м и 10-м.
Можно выделить несколько подгрупп подростков. К первой относятся те, у которых отношение к жизненным ценностям на протяжении 3-х- 4-х лет существенно не меняется. Это говорит об их укорененности,  зрелой идентичности,  психической устойчивости. Учителя также дают положительную оценку этим обучающимся. Результаты социально-психологического тестирования показывают значимое преобладание в характере факторов защит против факторов риска. Положительно коррелирует с этим и социометрический статус этих подростков.




Таблица 1. Результаты, полученные по Методике диагностики личностного роста  И.В.Кулешовой, П.В.Степанова, Д.В.Григорьева у обучающихся, отношение которых к жизненным ценностям на протяжении 3-х- 4-х лет существенно не меняется ( 2018-2019 у.г.,  2021-2022 у.г., 2022-2023 у.г.
 

К другой группе можно отнести обучающихся, ценностные отношения которых также остаются стабильными, но находятся на уровне ситуативно-позитивных. Это подростки с незрелой идентичностью, которая сохраняется по мере взросления. Они имеют невысокий социометрический статус в классе. Их отношение к учебе, общественным поручениям непостоянно или индифферентно. В тестах на тревожность они показывают высокий, или, наоборот, слишком низкий результат, что говорит о низкой осознанности переживаний. В социально-психологическом тестировании при небольшом превышении значений факторов защит над факторами риска может быть высокий показатель агрессивности.
В третьей группе находятся подростки, у которых резко понизились показатели отношения к ведущим жизненным ценностям. И главным из них является семья. Так, например, в одном из профилей  в 6-м классе отношение к семье 11 баллов, а в 10-м – минус 12. Далее, все ценности претерпели те же метаморфозы. У этого подростка наблюдается апатия, плаксивость, нежелание ходить в школу, делать уроки, общаться с товарищами. Изначально отношение к  ценностям  были на уровне ситуативно- позитивных. Далее в семье произошли негативные для подростка перемены, и отношение к ценностям упало до уровня ситуативно-негативных. То есть, изначальный недостаток жизненной укорененности, проявленный в невысоком уровне отношений к жизненным ценностям, при неблагоприятных семейных условиях дал картину психологического состояния близкую к клинической.
Таблица 2. Результаты, полученные по Методике диагностики личностного роста  И.В.Кулешовой, П.В.Степанова, Д.В.Григорьева у обучающихся, ценностные отношения которых остаются стабильными, но находятся на уровне ситуативно-позитивных и  тех, у кого резко понизились показатели отношения к ведущим жизненным ценностям ( 2018-2019 у.г.,  2021-2022 у.г., 2022-2023 у.г.).
 


Если принять за один из критериев такой показатель идентичности как самоотношение, то по результатам диагностики этого показателя по  Опроснику самоотношения (ОСО) Столина-Пантилеева, проведенного нами в текущем учебном году в 9-х классах, мы видим, что результатов, которые могут быть подвергнуты анализу, т.е. расположенных в пределах от 40 до 80 % , лишь единицы. В основном результаты завышены и составляют более 95 %, что говорит о низкой саморефлексии.
Данный опросник построен в соответствии с разработанной Столиным В.В. иерархической моделью структуры самоотношения. Он  позволяет выявить три уровня самоотношения, которые отличаются  по степени обобщенности. Это глобальное самоотношение, самоотношение по отдельным параметрам и ожиданиям отношения к самому себе и конкретных действий в отношении  к своему «Я».
За исходное принимается различие «Образа Я», т.е. представления о том, какой я, и отношения к себе. Человек, познавая себя,  копит знания о себе, которые  дают ему представление о себе. Он не безразличен к этому преставлению, испытывает по отношению к нему эмоции, дает ему оценки. Оно становится предметом его самоотношения. 
В нашем ислледовании мы анализировали только Шкалу S – глобальное самоотношение. Она  измеряет интегральное чувство «за» или «против»  собственного «Я».
Таким образом, завышенный показатель интегрального самоотношения в группе говорит о низкой самокритичности подростка, его неосознанности. 
Пользуясь Методикой  выявления обучающихся с отклоняющимся поведением (Министерство образования М.О..Степень благополучия) мы фиксируем основные параметры психического состояния ребенка, на основании наблюдения за ним.  В исследовании используются 2 карты наблюдения, которые позволят педагогу оперативно выявлять обучающихся, имеющих отклонения в поведении. Карты составлены на основе маркеров, которые сгруппированы по видам отклонений в поведении и выведенных интегративных индикаторов риска. Классному руководителю предлагается использовать экспресс-карту наблюдения, в содержание которой положены интегративные индикаторы риска; педагогу-психологу и социальному педагогу – карту наблюдения на основе маркеров различных видов отклоняющегося поведения.
Многое может сказать о личностной зрелости подростка и связанным с ним психическом  состоянием и Опросник для определения профессиональной готовности Л.Н.Кабардовой. 
Опросник. представляет собой модифицированный вариант дифференциально-диагностического опросника ДДО. Сначала оценивается, насколько хорошо обучающийся  умеет делать то, что записано в вопросе.  Затем оценивается  отношение, которые возникают, когда человек  это делает:  положительное или   отрицательное. Третий ответ  отражает, хотел бы человек , чтобы описанное в вопросе действие входило в его будущую  работу. 
Нули в выборах предпочтительной деятельности могут говорить об эмоциональном неблагополучии подростка и трудностях в решении возрастной задачи самоопределения. В норме опросник дает предпочтения в области одного или нескольких предметов  труда как в умениях, так и в эмоциональном  отношении, и в желании выполнять эту деятельность в дальнейшем.
Таким образом, соотнося данные мониторинга личностной зрелости, который мы проводим в 6-х и 9-х или 10-м классе, с результатами психодиагностических минимумов, включающих диагностику уровня тревожности и депрессивности, социометрию, самоотношение, данные проективных методик, о которых здесь не упоминалось, а также данные социально-психологического тестирования, мы получаем картину степени психического благополучия обучающихся. Это дает возможность выстраивать индивидуальную и групповую психокоррекционную работу на основании того подхода, который соответствует степени развития идентичности подростка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Большой толковый психологический словарь. М.: ООО "Издательство АСТ", "Издательство "Вече", 2001. – 592 с
2.Варламова, Е. Ю. Организационно-педагогические условия обеспечения социальной успешности школьников : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Кострома, 2004.- 235 [Электронный каталог диссертаций]: http://www.dissland.com
3.    Ведерникова Л.В. Социальная успешность школьников как результат профилактики их виктимности [Текст] / Л.В. Ведерникова, О.А. Поворознюк, О.Г Бырдина // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – №3. – С. 9 .
4.Выготский Л.С. Проблема возраста// Выготский Л.С.Собрание сочинений : В 6-ти т.;Т.4.-М.: Педагогика,1984-с 244-268
5.Деркач А.А. Акмеолог кадровой работы.Учебное пособие.-М.:РАГС, 2006.-308 с.
6.Кон И. С. Психология ранней юности : кн. для учителя. М., 1989. 255 с.
7.Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. - 375 с.
8.Крякина Л.А., Митасова Е.В., Изменение ценностных ориентаций личности у допризывной молодежи в условиях цифровизации. Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей / под общ. ред. Р.В. Ершовой. – Коломна: Государственный социально- гуманитарный университет, 2022 149 
9.  Олейников Ю.В. Инфантильный социум. Аналитическое эссе.-М.: Из-во Рос.гос. соц.ун-та. 2007, 172 с.
10. Пашен Х. Проблемы современной школы с позиций экзистенциального анализа. Вопросы психологии,№1 2012, с.13
11. Пряжников Н.С.Профессиональное самоопределение.Учебное пособие. М. 2015.
12. Степанов П.В., Кулешова И.В., Григорьев Д.В. Методика диагногстики личностного роста. М. 2014
13. Столин В.В.,Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения. М.1985




Изменение ценностных ориентаций личности в условиях цифровизации 
Работая, в школе я провожу мониторинг ценностных ориентаций, начиная с 2009 года. У меня есть подруга и коллега, Елена Митасова, которая преподаёт в Военном университете. Время от времени мы объединяемся в написании научных статей. Так было и в прошлом году на конференции по Цифровизации в Коломенском университете. Вот что у нас получилось. 
Статья об изменениях ценностных ориентаций молодёжи в эпоху цифровизации.
ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ У ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ 
Крякина Л.А.,Россия, Павловский Посад, МОУ Лицей№2, ludmila.krjakina@mail.ru , Митасова Е.В., Россия, Москва, ФГВОУ ВО «Военный университет». evmitasova@gmail.com ISBN 978-5-98492-510-5 © ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», 2022
Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека Digital society as a cultural and historical context of human development Сборник научных статей и материалов международной конференции «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека», 17 февраля 2022 г., Колом 
Аннотация: представлен мониторинг личностного роста обучающихся 9-х классов с 2009г. и 2021г. демонстрирующий существенные изменения отношения к семье и дружбе, сокращение живого межличностного общения. Актуализирована необходимость выработки определенных правил и запретов по защите от стихийного потребления продуктов цифровой культуры. 

 В настоящее время у психологов, работающих в воинских частях, появилось ещѐ одно направление профессиональной деятельности, связанное с цифровизацией общества – обучение молодого пополнения призывников и контрактников элементарным приѐмам межличностного общения, а также их адаптация к фрустрирующим условиям: отсутствие телефонов и других гаджетов [1]. В чѐм же корни такой ситуации? 
Всем людям в той иной мере свойственно полевое поведение, иными словами, поведение реактивное, зависимое от среды. Чем больше человек «хозяин» своего поведения, чем более зрелой личностью он является, чем более у него развита эмоционально-волевая регуляция, тем менее он зависит от средовых воздействий, тем более самостоятелен в своих выборах и предпочтениях. И, тем не менее, каждому из нас знакомо полевое поведение. Попав в то или иное окружение, человек начинает соответствовать ему. Так, в храме у нас появляется молитвенное настроение, а на стадионе мы становимся азартными болельщиками. В большой степени полевое поведение свойственно животным. На этом основана дрессировка. Если обеспечить животному некий стереотип действий, то оно будет следовать ему, как только будет предъявлен соответствующий стимул. Например, миска с едой или ласковый зов приведут собаку к конуре, и она легко позволит посадить себя на цепь. Известному театральному деятелю Михаилу Чехову принадлежит утверждение о том, что не может в одном помещении сосуществовать две разных атмосферы, одна обязательно победит другую. На уроках актерского мастерства студентам предлагают такое упражнение. Половина группы «готовится к экзаменам», а другая половина - «веселится». В конце концов либо все начинают веселиться, либо веселье стихает и все становятся серьезными. Это лишний раз доказывает, как окружающая человека среда способна влиять на его настроение, поведение, выборы. 
Что же такое цифровая среда и как она определяет условия жизни современного школьника. Здесь стоит рассмотреть понятие цифровой среды в широком контексте и в узком. В широком контексте – это изменившийся мир, где многие процессы цифровизируются. В узком смысле – это те аспекты цифровизации, которые касаются непосредственно ребенка. Он выполняет дистанционные задания, проходит онлайн-курсы, играет в онлайн-игры, общается в соцсетях, просматривает короткий и длинный контент в интернете. Как это меняет личность современного человека и ребенка, в частности? В современном мире ребенок находится в среде, которая связана с цифровым потреблением. Еѐ отрицательное воздействие на неокрепшую психику ребенка связано в первую очередь с тем, что возможно формирование зависимости от гаджетов. Выражается такая зависимость во множестве проявлений. Хочется рассмотреть два из них: разрыв связей с семьей и разрыв связей с друзьями. 
Мы проанализировали результаты мониторинга личностного роста, проведенного по методике П.В. Степанова, И.В. Кулешовой, Д.В. Григорьева, в МОУ Лицей№2 г. Павловский Посад. Для сравнения взяли результаты обучающихся 9-х классов, полученные в 2009-2011 г. и 2021г. Общий средний балл отношения к ведущим жизненным ценностям существенно не изменился и, как был, так и остался в диапазоне «ситуативно-положительного» отношения. Но существенно изменилось отношение к таким жизненным ценностям как «Семья» и другой», т.е. к семье и дружбе. По ценности «Семья» средний балл сократился вдвое, а «Человек как другой» - на одну треть. Кроме того, нами была проведена анкета «Хронометраж времени». Где обучающимся 7-ых и 9-х классов было предложено распределить время дня за исключением сна и школы между различной деятельностью. Из анализа распределения времени мы сделали вывод. На «живое общение» с семьей и друзьями школьники тратят в два раза меньше времени, чем на «общение» с гаджетами и в гаджетах (20% и 40% времени, соответственно). Результаты по классам не имеют существенного различия. Одна треть из опрошенных школьников вообще не общаются с друзьями вне школы. 
Чем вызвано такое распределение? Сколько в нем доброй воли ребенка, а сколько вынужденности? Ученику никуда не уйти от интернет-технологий, внедряемых в образование. Здесь у него мало свободы выбора. Вторая несвобода- среда, в которой живет ребенок. Практически каждый современный подросток имеет смартфон. Без него в школу стыдно показаться. Дети, лишенные смартфона, имеют колоссальную психическую нагрузку из-за нереализованной потребности соответствовать требованиям социума. Другими словами, «Не хочешь, да заиграешь». В школе общение вокруг телефона, игр, соцсетей стало почти единственным общением между многими учениками. Дома ситуация подчас не лучше. К сожалению, зависимость от гаджетов становится бичом всей современной семьи. Родители, придя с работы, хотят расслабится и что-то посмотреть на Ютубе, в соцсетях. Атмосфера семьи также вынуждает ребенка обратиться к гаджету. Увещевания: "Иди, делай уроки, сходи погуляй! " - не действуют. Воздействие на ребенка цифровой культуры зависит в большой степени от отношения к этому воздействию семьи. Там, где родители понимают всю пагубность ранней цифровизации детей, имеют место разумные ограничения как самих себя, так и детей. Многие взрослые, вернувшись домой, оставляют свой телефон на тумбочке в прихожей и подходят к нему только в случае необходимости ответить на звонок. В такой семье и атмосфера соответствующая. Всегда есть место книге, настольной игре, совместной прогулке, походу на каток или в театр. Другое дело в семье с гаджет-зависимостью взрослых. Ребенку ничего не остается делать, как самому погрузиться в мир цифровой культуры. Но взрослый, в силу сформировавшейся эмоционально- волевой регуляции, легко оставит гаджет и переключится на профессиональную деятельность, общение. А, вот, ребенок – нет. Рука его будет тянуться к телефону постоянно. Товарищи будут объединяться в группы по игровым интересам и общаться на темы игры, не видя за игровым партнером реального человека. У такого ребенка растет риск развития сложностей в коммуникации с друзьями, коллегами, сослуживцами. Таким образом, влияние цифровой культуры на неокрепшую психику детей и подростков оказывает подчас губительное действие и нуждается в строгой регламентации. 
Семья готова способствовать этому, но часто спохватываются родители поздно, когда у ребенка уже сформирована гаджет-зависимость. Ещѐ в XVIII веке классик русской педагогики Константин Ушинский писал о необходимости ограждения тонкой детской души от возбуждающих психику стимулов [3]. Чрезмерная возбудимость, связанная с ненормированным потреблением цифровых продуктов, ведет к психосоматическим, эмоциональным расстройствам, расстройствам поведения. А также, как следствие, в будущем - развитию зависимостей, деформации личности, страху реальных межличностных контактов. В тоже время, после окончания школы молодой человек призывается служить в Вооруженные Силы Российской Федерации в качестве защитника Отечества. Казалось бы, высокий уровень владения гаджетами может быть использован в некотором спектре новых военных специальностей, но при этом призывнику, все-равно, необходимо иметь высокий уровень нервно -психической устойчивости, который среди подобных призывников достаточно низок. 
Большинство молодых людей оказывается в других видах войск в воинском коллективе, в ситуации круглосуточного межличностного общения, где становятся особенно востребованными именно коммуникативные навыки, отсутствие которых, вызывает дополнительные сложности и является причиной дезадаптации, аддикций и девиантного поведения. Негативная динамика изменения ценностных ориентаций допризывной молодежи требует особого внимания со стороны командования ВС РФ и психологов воинских частей, в контексте совершенствования подготовки к службе в армии и организации специфических мероприятий в войсках (тренинги развития коммуникативных навыков, разрешения конфликтных ситуаций и др.), способных компенсировать проблемы общения, детерминированные цифровизацией общества [2,4].  Подводя итоги, можно сказать, что в качестве превентивных мер, способных, нейтрализовать негативное развитие ситуации, обществу, на государственном уровне необходимо выработать определенные правила, нормы и запреты для защиты детской психики от стихийного потребления продуктов цифровой культуры. 
Литература 
1. Иншакова, Т. В. Применение методов саморегуляции в консультировании военнослужащих / Т. В. Иншакова, А. В. Корбут // Человеческий капитал. – 2020. – № S12-2. – С. 59-64. 
2. Леви М.В. Некрасова Е.А.Бабаян.Е.Э. Взаимосвязь статуса военнослужащего в коллективе и риска формирования аддикции игры в тотализатор. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019.т.24. №4(79). С.383-391 
3. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология. Юрайт.-2022.т 1.с.420-430 
4. Черепанов, А. С. Особенности оказания психологической помощи в воинских частях / А. С. Черепанов, Е. В. Митасова, Е. А. Некрасова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2020. – № 4(53). – С. 69-75. – DOI 10.26456/vtpsyped/2020.4.069.


ГлавнаяПрограммы и направления работыУслуги и ценыО насСтатьиРодительская библиотекаОтзывыКонтакты и реквизиты для оплатыФотоальбомПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБКонсультация психолога
© Крякина Людмила Александровна
ludmila.krjakina@mail.ru