Искусство жить.
Психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях
г. Павловский Посад, ул.Кирова, 56,
ТЦ "КИМ", каб. 214
тел: 8-915-090-96-90

Изменение ценностных ориентаций личности в условиях цифровизации

Работая, в школе я провожу мониторинг ценностных ориентаций, начиная с 2009 года. У меня есть подруга и коллега, Елена Митасова, которая преподаёт в Военном университете. Время от времени мы объединяемся в написании научных статей. Так было и в прошлом году на конференции по Цифровизации в Коломенском университете. Вот что у нас получилось. 
Статья об изменениях ценностных ориентаций молодёжи в эпоху цифровизации.
ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ У ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ 
Крякина Л.А.,Россия, Павловский Посад, МОУ Лицей№2, ludmila.krjakina@mail.ru , Митасова Е.В., Россия, Москва, ФГВОУ ВО «Военный университет». evmitasova@gmail.com ISBN 978-5-98492-510-5 © ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», 2022
Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека Digital society as a cultural and historical context of human development Сборник научных статей и материалов международной конференции «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека», 17 февраля 2022 г., Колом 
Аннотация: представлен мониторинг личностного роста обучающихся 9-х классов с 2009г. и 2021г. демонстрирующий существенные изменения отношения к семье и дружбе, сокращение живого межличностного общения. Актуализирована необходимость выработки определенных правил и запретов по защите от стихийного потребления продуктов цифровой культуры. 

 В настоящее время у психологов, работающих в воинских частях, появилось ещѐ одно направление профессиональной деятельности, связанное с цифровизацией общества – обучение молодого пополнения призывников и контрактников элементарным приѐмам межличностного общения, а также их адаптация к фрустрирующим условиям: отсутствие телефонов и других гаджетов [1]. В чѐм же корни такой ситуации? 
Всем людям в той иной мере свойственно полевое поведение, иными словами, поведение реактивное, зависимое от среды. Чем больше человек «хозяин» своего поведения, чем более зрелой личностью он является, чем более у него развита эмоционально-волевая регуляция, тем менее он зависит от средовых воздействий, тем более самостоятелен в своих выборах и предпочтениях. И, тем не менее, каждому из нас знакомо полевое поведение. Попав в то или иное окружение, человек начинает соответствовать ему. Так, в храме у нас появляется молитвенное настроение, а на стадионе мы становимся азартными болельщиками. В большой степени полевое поведение свойственно животным. На этом основана дрессировка. Если обеспечить животному некий стереотип действий, то оно будет следовать ему, как только будет предъявлен соответствующий стимул. Например, миска с едой или ласковый зов приведут собаку к конуре, и она легко позволит посадить себя на цепь. Известному театральному деятелю Михаилу Чехову принадлежит утверждение о том, что не может в одном помещении сосуществовать две разных атмосферы, одна обязательно победит другую. На уроках актерского мастерства студентам предлагают такое упражнение. Половина группы «готовится к экзаменам», а другая половина - «веселится». В конце концов либо все начинают веселиться, либо веселье стихает и все становятся серьезными. Это лишний раз доказывает, как окружающая человека среда способна влиять на его настроение, поведение, выборы. 
Что же такое цифровая среда и как она определяет условия жизни современного школьника. Здесь стоит рассмотреть понятие цифровой среды в широком контексте и в узком. В широком контексте – это изменившийся мир, где многие процессы цифровизируются. В узком смысле – это те аспекты цифровизации, которые касаются непосредственно ребенка. Он выполняет дистанционные задания, проходит онлайн-курсы, играет в онлайн-игры, общается в соцсетях, просматривает короткий и длинный контент в интернете. Как это меняет личность современного человека и ребенка, в частности? В современном мире ребенок находится в среде, которая связана с цифровым потреблением. Еѐ отрицательное воздействие на неокрепшую психику ребенка связано в первую очередь с тем, что возможно формирование зависимости от гаджетов. Выражается такая зависимость во множестве проявлений. Хочется рассмотреть два из них: разрыв связей с семьей и разрыв связей с друзьями. 
Мы проанализировали результаты мониторинга личностного роста, проведенного по методике П.В. Степанова, И.В. Кулешовой, Д.В. Григорьева, в МОУ Лицей№2 г. Павловский Посад. Для сравнения взяли результаты обучающихся 9-х классов, полученные в 2009-2011 г. и 2021г. Общий средний балл отношения к ведущим жизненным ценностям существенно не изменился и, как был, так и остался в диапазоне «ситуативно-положительного» отношения. Но существенно изменилось отношение к таким жизненным ценностям как «Семья» и другой», т.е. к семье и дружбе. По ценности «Семья» средний балл сократился вдвое, а «Человек как другой» - на одну треть. Кроме того, нами была проведена анкета «Хронометраж времени». Где обучающимся 7-ых и 9-х классов было предложено распределить время дня за исключением сна и школы между различной деятельностью. Из анализа распределения времени мы сделали вывод. На «живое общение» с семьей и друзьями школьники тратят в два раза меньше времени, чем на «общение» с гаджетами и в гаджетах (20% и 40% времени, соответственно). Результаты по классам не имеют существенного различия. Одна треть из опрошенных школьников вообще не общаются с друзьями вне школы. 
Чем вызвано такое распределение? Сколько в нем доброй воли ребенка, а сколько вынужденности? Ученику никуда не уйти от интернет-технологий, внедряемых в образование. Здесь у него мало свободы выбора. Вторая несвобода- среда, в которой живет ребенок. Практически каждый современный подросток имеет смартфон. Без него в школу стыдно показаться. Дети, лишенные смартфона, имеют колоссальную психическую нагрузку из-за нереализованной потребности соответствовать требованиям социума. Другими словами, «Не хочешь, да заиграешь». В школе общение вокруг телефона, игр, соцсетей стало почти единственным общением между многими учениками. Дома ситуация подчас не лучше. К сожалению, зависимость от гаджетов становится бичом всей современной семьи. Родители, придя с работы, хотят расслабится и что-то посмотреть на Ютубе, в соцсетях. Атмосфера семьи также вынуждает ребенка обратиться к гаджету. Увещевания: "Иди, делай уроки, сходи погуляй! " - не действуют. Воздействие на ребенка цифровой культуры зависит в большой степени от отношения к этому воздействию семьи. Там, где родители понимают всю пагубность ранней цифровизации детей, имеют место разумные ограничения как самих себя, так и детей. Многие взрослые, вернувшись домой, оставляют свой телефон на тумбочке в прихожей и подходят к нему только в случае необходимости ответить на звонок. В такой семье и атмосфера соответствующая. Всегда есть место книге, настольной игре, совместной прогулке, походу на каток или в театр. Другое дело в семье с гаджет-зависимостью взрослых. Ребенку ничего не остается делать, как самому погрузиться в мир цифровой культуры. Но взрослый, в силу сформировавшейся эмоционально- волевой регуляции, легко оставит гаджет и переключится на профессиональную деятельность, общение. А, вот, ребенок – нет. Рука его будет тянуться к телефону постоянно. Товарищи будут объединяться в группы по игровым интересам и общаться на темы игры, не видя за игровым партнером реального человека. У такого ребенка растет риск развития сложностей в коммуникации с друзьями, коллегами, сослуживцами. Таким образом, влияние цифровой культуры на неокрепшую психику детей и подростков оказывает подчас губительное действие и нуждается в строгой регламентации. 
Семья готова способствовать этому, но часто спохватываются родители поздно, когда у ребенка уже сформирована гаджет-зависимость. Ещѐ в XVIII веке классик русской педагогики Константин Ушинский писал о необходимости ограждения тонкой детской души от возбуждающих психику стимулов [3]. Чрезмерная возбудимость, связанная с ненормированным потреблением цифровых продуктов, ведет к психосоматическим, эмоциональным расстройствам, расстройствам поведения. А также, как следствие, в будущем - развитию зависимостей, деформации личности, страху реальных межличностных контактов. В тоже время, после окончания школы молодой человек призывается служить в Вооруженные Силы Российской Федерации в качестве защитника Отечества. Казалось бы, высокий уровень владения гаджетами может быть использован в некотором спектре новых военных специальностей, но при этом призывнику, все-равно, необходимо иметь высокий уровень нервно -психической устойчивости, который среди подобных призывников достаточно низок. 
Большинство молодых людей оказывается в других видах войск в воинском коллективе, в ситуации круглосуточного межличностного общения, где становятся особенно востребованными именно коммуникативные навыки, отсутствие которых, вызывает дополнительные сложности и является причиной дезадаптации, аддикций и девиантного поведения. Негативная динамика изменения ценностных ориентаций допризывной молодежи требует особого внимания со стороны командования ВС РФ и психологов воинских частей, в контексте совершенствования подготовки к службе в армии и организации специфических мероприятий в войсках (тренинги развития коммуникативных навыков, разрешения конфликтных ситуаций и др.), способных компенсировать проблемы общения, детерминированные цифровизацией общества [2,4].  Подводя итоги, можно сказать, что в качестве превентивных мер, способных, нейтрализовать негативное развитие ситуации, обществу, на государственном уровне необходимо выработать определенные правила, нормы и запреты для защиты детской психики от стихийного потребления продуктов цифровой культуры. 
Литература 
1. Иншакова, Т. В. Применение методов саморегуляции в консультировании военнослужащих / Т. В. Иншакова, А. В. Корбут // Человеческий капитал. – 2020. – № S12-2. – С. 59-64. 
2. Леви М.В. Некрасова Е.А.Бабаян.Е.Э. Взаимосвязь статуса военнослужащего в коллективе и риска формирования аддикции игры в тотализатор. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019.т.24. №4(79). С.383-391 
3. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология. Юрайт.-2022.т 1.с.420-430 
4. Черепанов, А. С. Особенности оказания психологической помощи в воинских частях / А. С. Черепанов, Е. В. Митасова, Е. А. Некрасова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2020. – № 4(53). – С. 69-75. – DOI 10.26456/vtpsyped/2020.4.069.


ГлавнаяПрограммы и направления работыУслуги и ценыО насСтатьиРодительская библиотекаОтзывыКонтакты и реквизиты для оплатыФотоальбомПрочее
© Крякина Людмила Александровна
ludmila.krjakina@mail.ru