Профориентация.
Консультация по профориентации
состоит из нескольких этапов. Первый этап- это вводная беседа. На ней могут присутствовать и родители, если
речь идёт о подростке. В ходе этой беседы проявляется потребность, которая
стоит за ситуацией обращения за консультацией. Это может быть страх перед
принятием ответственности за выбор свой собственный или своего ребёнка.
Может быть , это потеря ориентации в связи с трудностью
сделать выбор, принять решение, выбрать из множества что-то одно. А, возможно,
за этим стоит недостаток информации: «Я знаю, что хочу, но не знаю, как это
выглядит». Как бы то ни было, но на
первой, вводной, консультации нам становятся понятны цели и задачи работы по
профессиональному самоопределению подростка или взрослого человека.
Как и в любом другом деле в
профориентации есть свои технологии.
Выбор профессии должен строиться
по принципу «хочу-могу-надо». Когда есть
соответствие между тремя составляющими этой формулы, тогда выбор профессии
можно считать удачным.
За «хочу» отвечает мотивационная сфера личности
человека. Для того, чтобы хотеть заниматься профессиональной деятельностью,
надо иметь вообще зрелую личностную мотивацию в соответствии с возрастом.
Возраст профессионального самоопределения в норме -13-16 лет.
В старших классах ещё аморфный
выбор 13-14 лет оформляется в зрелое желание кем-то стать. Но, как правило, оно
ещё не очень конкретно. Скорее это желание изучать какую-то специальность, да и
то не конкретную, а в обобщённом представлении. Это желание определяется
любовью к тем или иным школьным предметам. То есть человек знает, что ему
приятно и хочется изучать. Но, бывает и так, что с предметами нет конкретной
определённости, но есть желание какого-то служения. Например, учить, или
лечить, или защищать, или обслуживать.
Тогда предметный выбор вторичен. То есть, изучаю то, что надо, чтобы
стать тем-то.
Чтобы сильно пожелать чего-то
надо знать самого себя. Какой я? В чём моя сила и слабость?
Такое новообразование психики
присущее возрасту 12-13 лет как рефлексия, толкает подростка на прохождение
различных тестов и опросников. Он ищет ответ на вопрос: «Кто я?»
. Но, как известно, личность проявляется в деятельности. Поэтому
начинает активно происходить процесс присвоения какой-то деятельности. Она
может быть не обязательно школьной. Подросток пробует себя в этом мире. Кто-то
участвует в олимпиадах и конкурсах, кто-то поёт, кто-то рисует, кто-то
занимается спортом. Это не обязательно
про будущую профессию. Но через эту деятельность проявляются личностные качества, которые
потом лягут в основу профессиональной деятельности.
После того, как на вводной
беседе мы прояснили, что же подросток или взрослый человек в ситуации выбора о
себе знает, можно переходить к психодиагностике.
На сегодняшний день существует
очень много тестовых методик, позволяющих выявить те или иные свойства
человека. В профориентации мы смотрим мотивацию, способности и личность.
Для диагностики не всегда
обязательно приходить в кабинет. Можно проходить её дома, и результаты
присылать по электронной почте. Психолог, обрабатывая результаты, составляет
заключение по своему исследованию личности и способностей испытуемого, его
мотивационной сфере.
Здесь возможны дополнительные
встречи с родителями, носящие также консультативный характер.
И, наконец, на заключительной
консультации происходит беседа, направленная на принятие решения. Оно может
иметь не окончательный, а только промежуточный характер. Всё зависит от степени
готовности испытуемого к личностному выбору.
Если он не происходит, то есть
подросток или взрослый человек, даже получив от консультанта достаточное
количество информации, не готов делать выбор, ему предлагается пройти
определённый курс психотерапевтических
встреч, направленных на повышение самостоятельности, проработку других личностных
проблем, которые обусловливают трудность делать
самостоятельный выбор.