Искусство жить.
Психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях
г. Павловский Посад, ул.Кирова, 56,
ТЦ "КИМ", каб. 214
тел: 8-915-090-96-90

Архаик и компенсант

Жизнь человека, работа, творчество, брак, дружба - вечный поиск компенсации внутреннего неспокойствия, тревожности, дискомфорта. Человек постоянно, за исключением кратких мгновений счастья, пребывает в « жажде духовной», которую он пытается заполнить некими общепринятыми формами бытия. А вот, что он черпает из этих форм, - вопрос его духовной зрелости…

Архаик и компенсант.
Архаик- человек во мне из возраста примерно до 3-х лет. Он может быть невротиком, психотиком или условно здоровым, редко здоровым ( при очень благоприятном стечении обстоятельств) существом.
Человек приходит в мир со своими характерными предпосылками, заложенными его природой, наследственностью, историей внутриутробного развития. Дальше начинается его взаимодействие с матерью, с её «архаиком» и «компенсантом». В норме детско-родительских отношений с ребёнком взаимодействует мой компенсант, а не архаик. А потребности архаика я удовлетворяю в общении с супругом, родителями, друзьями.
Но в реальности всё происходит иначе, т.к. вычленить из психики своего архаика дело нелёгкое. Он постоянно соприсутствует, но, будучи удовлетворённым , не мешает компенсанту. Неудовлетворённый же архаик матери, например, ругается с ребёнком, бьёт его или оставляет одного , занимаясь своими делами.
Когда же ребёнок становится готовым понять архаика внутри матери (отца)? Только по достижении им определённой степени психологической, а точнее личностной зрелости. А она тем дольше не наступает, чем менее компенсирован архаик родителя.
Пока же этого не произошло, ребёнок будет невротизироваться (психотизироваться) архаиком своего родителя. То есть будет создаваться архаик ребёнка.
Естественный здоровый творческий потенциал человека стремится компенсировать изъяны своего архаика.
Полная реактивность ребёнка естественна лишь до достижения им возраста появления личности . В норме это происходит где-то около 3-х лет. Личность уже способна к критической переработке приходящей извне информации и уже не простому реагированию на поведение другого человека, а опосредованному. Таким образом, формируется компенсант.
Если на первом – втором году жизни для ребёнка главным человеком является мать, то дальше важными фигурами становятся также отец, бабушки, дедушки, братья, сёстры и другие близкие. Они также вносят свой вклад в формирование как архаика, так и компенсанта. С той лишь разницей, что их воздействие уже вызывает не прямое реагирование архаика, а опосредованное - формирующейся личностью компенсанта.
В дальнейшем формированию компенсанта способствуют учителя, тренеры, друзья, литературные и киногерои, другие значимые люди из окружения человека.
Чем больше здоровых компенсанаторных черт в личности, тем она более устойчива, продуктивна, зрела.
Таким образом, компенсант, можно сказать синонимичен самой личности, т.к. архаик- это ещё не совсем личность. Компенсант- это та часть меня, которая сформировалась под воздействием разных жизненных обстоятельств: книг на моих полках, моих игр, общения со сверстниками и взрослыми, кружков, спортивных секций, просмотренных и прочувствованных мною фильмов и т.д. Компенсации зрелого возраста вырастают из детских форм компенсаций. Из мальчика, играющего в конструктор может вырасти инженер, из девочки, качающей кукол- мать семейства, из фантазёра- романист, из сорванца- спортсмен.
А может случиться так, что архаик не сможет компенсироваться здоровым образом. У него есть книги на полках, но его не научили ими пользоваться, его не пускали гулять к сверстникам, потому что это опасно, хорошие фильмы подменили пустым видеорядом, а живые игры- виртуальной реальностью. И тогда он «поддерживает» своего архаика девиантным поведением, направленным на выравнивание больной самооценки. Он дерётся, возвышается, унижая других, бранится, угрожает, тиранит… Или утешается сладостями, нарядами, компьютерными играми, а позже подсаживается на виртуальное общение, вино, сигареты, наркотики. Иначе: дезадаптация, болезнь, невыносимое чувство пустоты…


Создание системы компенсаций.
Архаичный человек внутри нас всегда желает компенсироваться потому, что его состояние тревожно и некомфортно. Он делает это, выбирая себе друга, возлюбленного, приятелей, коллектив, семью, работу, хобби. Таким образом, человек обрастает системой поддерживающих его связей. Если эта система работоспособна и выполняет свои функции, человеку удаётся снизить базовую тревожность архаика, то есть компенсироваться. Компенсант спокоен, уверен в себе, доверчив к миру, в меру бдителен и осторожен, способен брать то, что ему необходимо и отдавать то, что он может отдавать без раздражения. Когда система компенсирующих связей нарушается, архаик становится недовольным, и мы говорим о том, что личность находится в состоянии декомпенсации или , в тяжёлом случае, спутанной идентичности.
У человека появляется поисковое поведение. Он ищет способа вернуться в компенсированное состояние. Может быть, он меняет работу, ссорится со старым другом и заводит нового, обрастает новыми знакомствами, женится, выходит замуж или разводится, находит себе занятие по душе и т.п.
Всё вышеперечисленное из серии крупных событий. Ежедневно же мы компенсируемся разговором с близким, чашкой кофе в приятной обстановке, поездкой в транспорте , совещанием, написанием статьи, работой в саду, походом в театр или встречей в компании единомышленников.
Если система компенсирующих связей нарушена, архаик выступает на первый план со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Компенсация в дружбе.
Друг – человек, принимающий нас некритично. Поэтому с ним можно отдохнуть душой. Он хорошо знает нашего архаика и готов не только терпеть его, но даже слушать, понимать, сочувствовать ему, «поглаживать его», успокаивать и подлечивать. Таковы ожидания от дружбы, и поэтому она часто расстраивается, если один из друзей не «играет по правилам». Такое часто случается, когда у друзей возникают деловые отношения и архаик начинает «портить дело». Иногда дружба расстраивается, когда архаик одного из друзей подлечился, а архаик второго остался прежним. Тогда первому может стать скучно со вторым и энергия дружбы уходит.
Друзей, как правило, у человека бывает несколько. И с каждым актуализируется один или несколько аспектов его архаика, находя себе зеркало или дополнение в архаике другого. Поэтому так часто друзья одного человека между собой вообще не находят ничего общего. Компенсанты друзей часто бывают вообще не востребованы в дружбе. Например, две подруги, встречаясь в деловой обстановке вовсе не подходят друг к другу. Бывают, конечно, и приятные исключения: друзья- партнёры. Но порой такие отношения только кажутся дружескими, являясь на самом деле товарищескими или приятельскими.
Таким образом, в дружбе человек компенсируется непосредственным раскрытием своей архаической сущности.
Мужчина и женщина.
Естественным образом заложено природой, разделившей людей на мужчин и женщин, что половая недостаточность является изначальным дефицитом личности. Как только мальчик начинает осознавать себя мальчиком, а девочка девочкой у них появляется потребность в дополнении себя противоположным полом. Так возникает беспредметное половое влечение. По мере взросления оно опредмечивается.
Закон симпатии очень непрост. Архаику одного необходимо быть понятым и принятым архаиком другого и компенсированным его компенсантом. А компенсанту одного должно быть интересно с компенсантом другого.
Браки, построенные только на принципе взаимного понимания и принятия архаиков эмоционально глубоки, поддерживающи, но мало способствуют взаимному развитию супругов.
Если соединились два дополняющих друг друга компенсанта, брак будет походить на деловой союз с возможным поиском понимания на стороне и разрушающей неудовлетворённостью супругов, связанных множеством формальных нитей, которые очень непросто решиться порвать. Часто человек не видит в этом и смысла, находя вполне резонные оправдания своему положению, а при этом его архаическая женщина или мужчина продолжает страдать в беспросветной безысходности и безнадёжности удовлетворения.
Напротив, архаический союз двух сущностей порой бывает ничем внешне не объясним, и мужчина или женщина вдруг рвёт вполне, казалось бы, благополучный и зрелый брак, соединяясь с человеком, может быть ей (ему) внешне совсем не подходящим, оставляя собственность, лишаясь привычного стереотипа жизни. Этот шаг свободы, часто воспринимаемый вторым супругом и окружающими как безумие, страсть, «приворот» и т.п. бывает продиктован вдруг вспыхнувшей любовью к этому своему дикому существу, изголодавшемуся по пониманию. Не даром юный герой фильма «Доживём до понедельника» пишет в сочинении: «Счастье- это когда тебя понимают».
Но всё, сказанное выше имеет отношение лишь к зрелой, компенсированной личности, которая, как говорится, знает, чего хочет, пусть даже иногда и терпит, часто исходя из очень высоких нравственных мотивов.
Другое дело с личностью некомпенсированной. Её архаик капризен, не знает, чего хочет и готов перебирать объекты своего полового внимания подобно тому, как младенец перебирает игрушки в своей корзине. Он постоянно ошибается, путешествуя от одного объекта к другому, такому же, как и он, незрелому, с несформировавшимся вкусом.
Эта несформированность вкуса исходит из того момента, когда лишённый компенсирующей среды архаик был предоставлен хаосу и не мог выбирать.
Часто такой человек не понимает, почему от него уходят женщины (мужчины), ищет изъяна в партнёре, и вновь и вновь пускается в плавание по житейскому морю искать неоткрытые острова.

Сумасшествие компенсированной личности.
Бывает, что человек жил лет 40, будучи компенсированным семьёй, квартирой, дачей, работой и вдруг чего-то лишился. Это что-то занимало столь существенную часть в системе его ценностей, что исчезнув, образовало огромную дыру в его прочном основании. Хорошо, если его архаик был безобидным невротиком. Тогда он может уйти в болезнь «на нервной почве» или завести себе дурные привычки. О хороших я здесь не говорю, так как это было бы здоровой новой компенсацией. А если архаик психопатичен?
Тогда человек уходит в психоз или, попросту выражаясь, сходит с ума. Его сумасшествие очень ярко окрашено красками его ценностных ориентаций. Например, если ему грозит потеря наследства, то у него возникает паранойяльная идея преследования, а если он горделиво большое значение придаёт собственной личности, то при серьёзной угрозе её суверенитету, может возникнуть резонёрский бред. Психиатрические методы гасят вырвавшуюся и грозящую разрушить человека архаическую тревогу, но против сложившейся системы ценностей может выступить только Писание: «Не сотвори себе кумира!» Если человек прислушается к голосу Бога, то у него есть шанс компенсироваться на уже совершенно другом уровне. Не даром в Церкви есть психотики, но нет сумасшедших.
Болезненность архаика и продолжительность жизни.
Как бы ни был невротизирован или психотизирован наш архаик, от этого не зависит напрямую продолжительность и полнота нашей жизни. При компенсирующей экологичности жизни она может быть долгой и счастливой, пусть порой и окрашенной глубокой грустью, тревогой, страхами, печалью и даже депрессией. Творческий потенциал человека способен находить необходимые ему варианты компенсаций. Однажды я работала с женщиной, архаик которой очень страдал от подавления властной матерью. Но она не готова была пересматривать свои детско- родительские отношения. Вдруг в конце встречи, когда я была уже немного разочарована своими возможностями ей помочь, она вдруг воскликнула: « Я знаю! Я теперь буду каждую неделю ходить в баню!» Это был найденный ей в инсайте способ компенсироваться.
Чак Норис приводит в одной из своих книг такой эпизод из своей жизни. Вынужденный в силу возраста покинуть большой спорт, он пребывал в глубоком кризисе. Однажды за ужином в ресторане его приятель кинул невзначай фразу: «А не начать ли тебе снимать кино?» Так им был найден новый способ компенсироваться в профессии.
С возрастом у человека консервируются привычки. И чем больнее его архаическая сущность, тем стереотипнее и жёстче каркас удерживающих его привычек. Родственники и начальники должны из гуманных соображений стараться не нарушать привычек стариков. Это очень касается привычной работы, места жительства, дома, комнаты, постели. Бывает, что родственники, руководствуясь лучшими чувствами перевозят пожилых людей к себе, а те из-за таких перемен теряют разум. Нарушается их система компенсаций, а создавать новую с возрастом всё труднее.
Встречаются пожилые люди очень деятельные и активные, на самом деле приносящие огромную пользу обществу и своим близким. Если присмотреться к ним поближе, то можно увидеть, что вся жизнь их соткана из стереотипов поведения и часто очень жёсткой самодисциплины. Внутри же таится обычный обидчивый, ранимый невротик, который нуждается лишь в небольшом внимании окружения и общества. Поистине по таким людям можно сверять пословицу: «Не важно с чем ты приходишь в этот мир, важно, что ты с этим сделал».
Вредные привычки.
Как негативно отношение в обществе к вредным привычкам: табакокурению, алкоголю, наркотикам, азартным играм. И как же искусительны они для человека. Что только не делает над собой человек, чтобы снизить базовую тревогу своего архаика! А ведь всё это не более, чем компенсанаторные привычки, которым не помешали привиться мудрые взрослые в своё время. Распривычивание привычек сложно, болезненно и дорого. Но возникновение их не фатально. Эта проблема лежит в области культуры воспитания и больше является социальной, чем, порой, кажется. Та или иная привычка всегда ценностный выбор человека, и воздействие на систему ценностей ребёнка всегда эффективнее битья по рукам.


Между страхом и святостью.
Когда архаическое существо в другом человеке набрасывается на меня, унижает, пытается оскорбить, мой архаик может быть надёжно защищён компенсантом и спокойно сносить эти нападения. Так бывает, когда малыш кусает маму, а мама, ласково отстраняя его терпит, потому что знает, что она большая, а он глупый.
Так было, когда на Преподобного Серафима Саровского напали разбойники, побили его, а он простил и просил за них. Так было, когда распятый Христос молился за своих мучителей: «…ибо не ведают, что творят». И так бывает иногда со мной, когда, напавший на меня, Архаик ближнего использует меня в качестве своей мишени. Но иногда мне только кажется, что я веду себя, как святая, в то время, когда мой собственный архаик забился в страхе и прячется за щитом моих рациональных самоутешений. Я не даю отпора только из-за страха получить ещё больше, приятно для себя считая, что я в святости.
Святой Амвросий Оптинский советовал одной из своих духовных дочерей творить добро только до тех пор, пока не появится чувство раздражения. Именно оно сигнализирует мне о гордыне, за которой прячется, если не страх, то тщеславие.

Компенсация одного за счёт другого и проблема ответственности.
На самом деле это не компенсация, а эгоистическое самоутешение или вредная привычка… Когда один человек не может жить без другого: мать без сына, жена без мужа. «Не уходи от меня, я без тебя погибну»- или что-то вроде этого говорит или невербально сообщает один другому. И самое страшное, что это правда. Оставляя человека в поисках личностной свободы мы часто разрушаем его. И это всегда жестокий нравственный выбор. Иногда между разрушением другого, при отжившей только для меня связи, и разрушением себя. Для зрелой личности тут есть только два выбора: или принять добровольно, или порвать и уйти. Когда человек принимает этот крест добровольно, он не раздражается, не гневается, не осуждает и не впадает в уныние. Если же выбор был духовно не зрелым, то разрушаются оба.

От коммуникации к диалогу.
Разные великие люди в психологии по- разному описывали это событие. Карл Роджерс, родивший бархатную терапию, предлагал не начинать ссориться до тех пор, пока не прояснишь окончательно позицию другого человека. «Если я тебя правильно поняла… и т.д» Распутывая таким образом клубок, можно дойти, наконец, до страха одиночества, потребности в сочувствии , желания быть любимой. То есть, когда травмированный архаик теряет здоровую компенсацию, он пускается во все тяжкие и начинает кусаться, прикрывая свою агрессию какой угодно коммуникативной формой.
Эрик Бёрн описал это языком транзакций. У него коммуникации нездоровых Компенсантов названы играми.
В гештальт-подходе это явление описано как этажерка сопротивлений, мешающих произойти контакту. Компенсации же названы зрелыми защитами.
Коммуникативная культура- это условность важная и необходимая в масштабах цивилизации. Без неё больные архаики давно бы поубивали друг друга. Эта условность держит нас в рамках взаимоприемлемых норм. И, к сожалению, большую часть времени своей жизни мы проводим в этом коммуникативном поле. Может об этом сожалении писала Марина Цветаева:

Двадцать первое, ночь, понедельник
Очертанья столицы во мгле
Изобрёл же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
И от глупости или от скуки
Все поверили- так и живут.
Ждут свиданий,
Боятся разлуки
И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна…
И почиет на них тишина.
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор всё как-будто больна.

И в этой коммуникации со своими представлениями, в которые они слепо поверили, «все» в стихотворении живут в стереотипном бесконтактном поле чувствительности, на самом деле очень далёкой от любви.

Диалогом порой принято считать болтовню двух людей, которая никаким диалогом и не является.
-Привет! Как живёшь?
- Спасибо, хорошо.
Истинный диалог в этом случае может быть очень разным. Например:
-Я боюсь тебя, поэтому постараюсь быть вежливой.
Или:
- Я потеряла тебя в пространстве, мне хочется к тебе прикоснуться (SMS другу)
Или, молчалинское:
- «Стараюсь угождать всем людям без изъятья: хозяину, где приведётся жить, начальнику, где буду я служить, слуге его, который чистит платье…»
А может быть:
- Я люблю тебя и хочу знать о тебе.
«Спасибо, хорошо»- тоже можно перевести очень по-разному. Может:
- Ты мне безразлична, но и ты достойна моего ответа, ведь я думаю о себе, что я гуманист.
-Мне так приятно твоё внимание, но я не верю, что ты вправду интересуешься моей жизнью, поэтому я не буду вдаваться в подробности.
Или:
- С удовольствием отвечу на твоё поглаживание, распространяться же о моей жизни сейчас не очень уместно.
Первая часть перевода относится к архаику, вторая- к компенсанту. На самом же деле говорит Коммуникатор- тот, который приспосабливает первого и второго к реальной действительности.
Человек, который будет отвечать вам словами, максимально приближенными к его внутреннему голосу, будет человеком, сумевшим соединить коммуникацию с диалогом.

Духовный уровень компенсации и психотерапия.

Психотерапия- это наука о технологии компенсаций. Любой психотерапевтический подход направлен на то, чтобы помочь человеку скомпенсироваться на более высоком уровне. И не возможна компенсация через уровень. Не возможно научить человека отдавать любовь ближнему, не научив его брать любовь от ближнего. Восприятие мира духовного нуждается в почве для восприятия. И в то же время психотерапия сама является средством духовности. Не даром наши психотерапевты путешествуют за «духовным опытом» то на Тибет, то в Индию. Поэтому не может быть психотерапевта без идеологии, как не может быть изобретателя бомбы без армии, для которой он её изобретает. В конечном итоге в любой психотерапии встаёт вопрос ценностей. Ведь любая компенсация всегда имеет нравственный критерий оценки. Психотерапевт работает с любым человеком: распутником, иноверцем, гомосексуалистом, рассматривая его «веру» как необходимую ему на данный момент компенсационную базу, уважая в ней его потребности, удовлетворяемые таким способом, сохраняя при этом свой собственный «символ веры»- свою высшую компенсацию и потягивая его к ней.
Тогда встаёт вопрос. А может ли мне помочь психотерапевт- иноверец. Здесь я имею в виду не жёстко конфессиональное деление вер, а сложившуюся систему ценностей человека. Вспоминается рассказ Лескова «На краю света», где, выбирая проводника, герой думает, что крещённый будет надёжнее. В действительности же спасает ему жизнь некрещёный дикарь, в то время как крещённый бросает своего подопечного на произвол судьбы.
Поэтому нет однозначного ответа на поставленный вопрос. Всё- таки психотерапия, в отличие от духовного пастырства, на мой взгляд, событие надконфессиональное.

Заключение.
Конечно, компенсация- понятие уровневое. Недаром замечено, что помощь экстрасенса на телесном уровне вызывает дисбаланс на уровне душевном или ментальном. Это напрямую имеет отношение к экологии психотерапевтической помощи. Часто, слушая человека , сопереживая его внутреннему конфликту, порождающему конфликты внешние, психотерапевт бывает не в состоянии помочь ему, как невозможно помочь напиться человеку, не открывающему рта. И главное моё умение в таком случае - выход на уровень беззащитного архаика человека, потому что только подвижки на базовом уровне способны вызвать к жизни новые здоровые компенсации.


ГлавнаяПрограммы и направления работыУслуги и ценыО насСтатьиРодительская библиотекаОтзывыКонтакты и реквизиты для оплатыФотоальбомПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБКонсультация психолога
© Крякина Людмила Александровна
ludmila.krjakina@mail.ru