Общая характеристика целей нарушенного поведенияПривлечение внимания
Цель ребенка |
Ребенок нуждается в контакте со взрослым |
Факты |
Ребенок всячески привлекает внимание взрослого или делает всё очень медленно |
Неправильная установка ребенка |
Я существую/имею значимость для родителей, только когда на меня обращают внимание или обслуживают |
Реакции взрослого |
Действия: замечания, выговоры.
Чувства: раздражение, возмущение.
Реакция: тенденция напоминать и уговаривать |
Реакции ребенка
|
Временно прекращает |
Принципы предотвращения |
Больше внимания уделять хорошему поведению.
Учить просить внимания |
Властолюбивое поведение
Цель ребенка |
Манипуляция взрослым. «Вы ничего не сможете со мной сделать» |
Факты |
Тихое непослушание, негодование, вызывающее поведение, хамство |
Неправильная установка ребенка |
Я
существую/имею значимость для родителей/на меня обращают внимание,
только когда я управляю или я начальник, или я доказываю, что никто не
может мной командовать |
Реакции взрослого |
Желание немедленно прекратить выходку.
Гнев, негодование, страх, бессилие.
Тенденция сражаться или уступать |
Реакции ребенка
|
Конфронтация |
Принципы предотвращения |
Уход от конфронтации.
Легализация стремления к власти, предоставление возможности быть лидером |
Мстительное поведение
Цель ребенка |
Отомстить взрослому за реальную или воображаемую несправедливость |
Факты |
Ребенок всячески вредит взрослому, игнорируя попытки контакта |
Неправильная установка ребенка |
Я
существую/имею значимость для родителей/на меня обращают внимание,
только когда я причиняю другим боль, когда сам чувствую боль. Я не могу
быть любимым |
Реакции взрослого |
Желание немедленно ответить или уйти из ситуации. Обида, боль, опустошение, гнев, негодование. Реакция: отплатить, «сравнять счет» |
Реакции ребенка
|
Продолжает, пока сам не решит прекратить, ищет дальнейшей мести, форсируя негативное поведение или выбирает другое «оружие» |
Принципы предотвращения |
Проявлять заботу.
Учить выражать переживания приемлемыми способами | Поведение, направленное на избегание неудачи
Цель ребенка |
Избежать ситуации неуспеха |
Факты |
Ребенок не делает то, что нужно, откладывает на потом, не доводит до конца и т.д |
Неправильная установка ребенка |
Я
существую/имею значимость для родителей/на меня обращают внимание,
только убеждая других ничего не ждать от меня. Я неспособный и
беспомощный |
Реакции взрослого |
Чувство беспомощности, желание объяснить поведение ребенка.
Тенденция соглашаться с ребенком, что ничего делать не надо |
Реакции ребенка
|
Зависимость. Продолжает ничего не делать |
Принципы предотвращения |
Формирование уверенности в своих силах |
|
|