Искусство жить.
Психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях
г. Павловский Посад, ул.Кирова, 56,
ТЦ "КИМ", каб. 214
тел: 8-915-090-96-90

Пограничные расстройства личности


ПОГРАНИЧНЫЕ РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

 

В марте 2014 года в Высшей школе экономики

выступил Альфред Ленгли с лекцией о

пограничных расстройствах личности.

 

Пограничное расстройство личности приводит к напряжению и страданиям.

«Я ненавижу тебя, но не бросай меня», -как бы кричит бодерлайн (международное название пограничных расстройств). В чём же граница?

В прошлом веке в глубиной психологии были выделены  клиенты, которые не лечатся психанализом. Их объединяла тяжёлая регрессия, связанная с переносом.

В 1972 году Малер описал, что они близки к психозам и описал динамику их отношений. Слово «пограничный» означает, что они могут лечиться психоанализом, а могут и уйти в психоз.

Отто Кернберг описал шаги, которые следует делать, чтобы не подтолкнуть их в психоз.

В ЧЁМ ЖЕ ИХ СТРАДАНИЕ?

В ЧЁМ ПСИХОПАТАЛОГИЯ?

В ЧЁМ ОТЛИЧИЕ ПОГРАНИЧНОГО РАССТРОЙСТВА ОТ ПСИХОЗА?

Нарушение состоит в том, как  человек обрабатывает  информацию и перерабатывает свои эмоции.

Личностное расстройство как пятно на одежде. Можно постирать, и пятно исчезнет, как при неврозе – оно не нарушает структуру процессов. Как песок в механизме. Его можно почистить, и он снова заработает. Не так при пограничном расстройстве. Пограничное пятно въедается в ткань одежды. Оно окрашивает ткань так, что не поймёшь, какого цвета она была.

Если невротик знает, что с ним что-то не в порядке, бодерлайн не понимает этого. Он не верит 10-20 лет, что что-то не так, даже, если ему говорят об этом. Тот мир, в котором он живёт, пограничник считает нормальным. Он верит, что реальность такова, какой он её видит. Проблема для него заключается в других людях. С ним нельзя по- настоящему поговорить о том, что он делает. Свои импульсивные чувства он воспринимает, как настоящие. В этом он близок к психотику. 

Но у психотка может быть галлюцинация, и он не понимает, что это неправда.

И всё же разница между пограничным расстройством и психозом очень чёткая.

Бодерлайны имеют хорошую связь с реальностью и успешно функционируют.

У психотика картина реальности не соответствует реальности. Это его мир.

С бодерлайном можно говорить. Он всё понимает. Такое ощущение, что у него всё нормально, просто плохой характер и дурные привычки, которые можно изменить. Но это не так. Он не может измениться.

Этот человек страдает от нестабильности своих импульсов и чувств. Они могут испытывать любовь и ненависть  Но возникают эти чувства только в процессе взаимодействия с другими людьми. Через них устанавливается контакт с миром. Им сложно распознавать свои негативные чувства. Когда у них боль, разочарование, критика они теряют себя. Всё это надо каждому человеку, отличие бодерлайна в том, что он не может принять негативное чувство, оно заставляет его сильно страдать, ему нужен аффект, чтобы донести свою проблему до окружающих людей. Они решают свои проблемы таким образом направляя их на других, так как  не способны сами справляться со свои проблемами.

Это сбивает нас с толку. Они как дети 4-х-5-ти лет, хотя внешне могут реагировать как олигархи, создавая страх у окружающих.

В ДСМ-4  так описаны симптомы пограничных расстройств.

1. Отчаянные попытки избежать отвержения. Не могут выдерживать одиночества, оставленности, когда их бросают. Хотя они спокойно живут в одиночестве. (Только истерики не могут). Но, если они были в   отношениях, и их оставили,- боль сильнее, чем могут вынести. Реагируют интенсивно, импульсивно. Но иногда и спокойно. Из этого симптома вытекает второй симптом.

2. Высокая интенсивность и нестабильность межличностных отношений.

Автор приводит пример, как к нему утром приходит клиент в вечернем костюме после балла. Он объясняет это тем, что познакомился вечером с женщиной, провёл с ней ночь, и ему некогда было переодеться. В дальнейшем отношения продолжались три недели с очень высокой интенсивностью встреч. Он «поедал» её до тех пор, пока она не сказала: « Нам нужно больше пространства в отношениях». Он тут же с ней порвал. Тревога переполнила его. Он испугался, что она его бросит. Он стал обесценивать её, назвал шлюхой. Его реакция ранила женщину.

Таким образом, бодерлайн то идеализирует, то обесценивает. Его отношение интенсивно, насыщенно, но не стабильно.

3. Бодерлайны не знают кто они. Представление о себе не стабильно. Так же нестабильно то, что с ними происходит, что для них важно. Они нестабильны с самими собой так же, как с другими.

4. Импульсивность, которая особенно вредит им самим. они могут потратить огромное количество денег за ночь. Секс, вечеринки, оргии, зависимости.

Возможно злоупотребление наркотиками. Часто бодерлайн страдает булимией. Он может напиться, а потом долго воздерживаться (импульсивность).

Им   свойственно вождение на высокой скорости. Они опасны.

Считается, что чаще пограничными расстройствами страдают женщины.

1.                 Живут так близко к грани бытия, что могут совершать попытки суицида.

2.                 Характерна эмоциональная неустойчивость. У них часто меняется настроение – быстро и сильно. Депрессия может смениться раздражением, затем возникает тревога.

3.                 Хроническое чувство внутренней пустоты. Внутри не чувствуют ничего. Ищут стимулы, которые бы их подтолкнули к тому, чтобы что-то почувствовать.

4.                 Неадекватно сильный гнев, который трудно контролировать. Хочется врезать, побить (когда дотрагиваются).

5.                 Паранойяльное проявление воображения или симптомы диссоциации. Им кажется, что другие люди хотят им навредить, контролировать их. Возникает внутренняя диссоциация- чувства и импульсы неосознаваемы.

 

Для бодерлайнов –характерны три группы симптомов:

интенсивность импульсов, нестабильность , импульсивность.

Всё это придаёт личности очень большую энергию. Это настоящее страдание, когда действуешь под влиянием импульсов- не по решению, а изнутри.

Может они и не хотят, но не могут сдержаться- или подчиниться , или взорваться. Мы можем их упрекать. Но, понимая динамику их процессов, знаем, что они страдают.

Чего им не хватает? Что они ищут? Ищут себя и не могут найти. Не понимают, что чувствуют. «Меня не существует». Существую ли я на самом деле? Кто я такой?.

Хочется выйти из внутренней серости и пустоты. Но как?

Они стремятся испытать переживания в 1-ую очередь в отношениях. Тогда есть жизнь! Теперь я существую! Нужен кто-то, кто будет рядом, чтобы возникло ощущение себя.

Если рядом нет другого, то надо почувствовать себя, своё тело - резать себя ножами или бритвами, слить 2л крови в раковину, тушить сигареты о кожу, прокалывать  иглами живот, пить крепкий жгучий алкоголь. Автор приводит пример о том, как один врач делал 35 раз операции на коленях - так интенсивно катался на велосипеде, что снашивались суставы. Боль приносит удовольствие - отношения с жизнью. Я существую!

Пограничник страдает т.к. не чувствует себя. У него нет внутренней структуры «я». Ему нужен аффективный импульс. Без импульса не может выстроить структуры «я». «Если не чувствую, то не живу. Я – не я. Такая реакция  на отсутствие чувств нормальна. Но способ, чтобы справиться с этим ненормальный - фейерверк чувств. Он применяет неправильный способ: злоупотребляет отношениями.

Они близки к депрессивным. Но есть разница. У первых- жизнь не хороша, а у вторых-жизнь хороша, может быть прекрасна, но как её достичь?

 

Откуда берётся нестабильность «чёрное»- «белое»?

Люди с пограничными расстройствами испытывают положительный опыт встречи и переживают его очень сильно. Любовь - больше жизни. Их хвалят- это очень хорошее чувство, они ощущают себя.

Но мы в норме и так в хороших отношениях с собой, бодерлайн-  когда его хвалят.

Вдруг любовь, похвала, он приближается к себе. То ничего не было- вдруг яркое, прекрасное. Большая разница. И всё это благодаря тому, что есть другой. Это не его процесс, укоренённый в нём, а зависящий от внешнего. Как голограмма- кажется, что настоящее, а это лишь эффект! Те, кто его хвалят - абсолютно хорошие. Те, кто критикуют,  уничтожают  его, причиняют боль – абсолютно нехорошие.

 Это адский опыт. Он не понимает, кто он. Когда выпадает из симбиоза, переживает очень болезненно.

Это надо отделить, разделить, разорвать. Он может разделить во времени , например, отца или мать (был хороший, стал плохой). Люблю-ненавижу- агрессия- импульсы, чтобы ранить себя. Это разделение связано с тем, что они не хотят испытывать чувства от критики- это слишком болезненно. Они защищают себя, пытаясь поддерживать симбиоз, чтобы вернуться в состояние любви и похвалы, где только они и могут жить. Но это искусственно, т.к. зависит от другого, т.к. приводит к симбиозу. У них нет внутреннего предствления о себе. Они всё проецируют, чтобы что-то понять. Как 5-ти летний ребёнок, чтобы не видеть и не знать чего-то закрывает глаза, так же и бодерлайн.

Феноменологический подход, экзистенциальный анализ.

Что приводит к утрате себя? Это связано с 2-мя вещами.

1.                 Насилие и непостоянство других, в чьей он власти.

2.                 Травматический опыт сексуального или эмоционального насилия.

 

Как такой хороший папа так повёл себя? Эти противоположные опыты переживания разрывают их в двух направлениях. В семье может быть много напряжения, скандалов, амбивалентности. Разные требования, отсутствие диалога, разделённость  родителей.

Всё это создаёт невыносимое напряжение. Родители манипулируют ребёнком, заставляют его приспосабливаться к семейной ситуации. Приспособление, насилие, обиды, когда он ведёт себя так, как не хочет мать или отец. «Ты хороший, когда сидишь и тебе ничего не надо. Оставь меня в покое!». Дома нет хороших отношений. Все сидят вместе и есть неправда. Мать может плохо относиться к биологическому отцу. Ребёнок перестаёт понимать, где правда, где ложь. Он- объект для манипулирования.

 «Но я хочу жить! Я хочу быть самим собой!»

Внутренний голос подавляется и остаётся всего лишь импульсом. Это здоровые импульсы, направленные против внешней реальности,  которая заставляет его разделяться и не быть самим собой. В ответ возникает напряжение и бунт!

Напряжение нужно, важно - таким образом они испытывают жизнь. Они не сидят расслабленно, их мускулы напряжены, как бы подвешены в воздухе- не находятся в своём пространстве, своей опоре. Благодаря этому напряжению они защищают себя от боли. Расслабление приносит боль. «Как больно быть самим собой»! Если бы не было напряжения, то кресло было бы с гвоздями. Напряжение даёт жизнь и защищает от внутренней боли.

Ещё одна особенность- развитие некоторых образов.  Вместо того, чтобы видеть реальность, бодерлайн создаёт идеальную реальность. Мысли, образы, воображение дают стабильность. Если кто-то рушит образ, он интенсивно реагирует. Ведь это грозит утратой стабильности.

Изменение образа поведения матери или отца приводит к потере опоры. Если образ разрушается, то образ реального человека заменяется другим. Что бы утраты идеала не было, его превращают в противоположность (ангела- в дьявола). Тогда спокойно. Больше не придётся ничего менять. Идеальные образы более реальны, чем реальность. Они не могут принять то, что на самом деле есть.

Боль подводит к тому, чтобы затягивать других в отношения и не выпускать их.

 В чём суть боли?

Если я перестаю чувствовать боль, то я утрачиваю связь с собой. Боль- это связь. Иначе я утрачиваю контакт с собой.

Он чувствует что его не принимают, не любят таким, какой он есть, он не любит сам себя.

 

Типичное поведение пограничника.

 

Я не с тобой, но и не без тебя.

Много тревоги, когда другой уходит.

Отношений с родителем слишком много, слишком близко - потом отдаление: «Уходи не хочу видеть». Кричит, уходит. Вдогонку : «Люблю, ты самая любимая и замечательная!».

Жизнь- постоянная битва. Но жизнь должна быть простой. Им хочется бороться. Им сложно обходиться собственными потребностями с одной стороны.Они нетерпеливы и испытывают жажду к предмету потребности.Но не могут хорошее для себя сделать- только импульсивно.

Психотерапия.

Его отношение : «…либо Вы, либо такой-то –лжец». Почему? Он сказал, что… В оценках присутствует чёрно- белый цвет.

Когда они в плюсе, то добрые, тёплые и милые.

Если супруг хочет развестись, то способны изменить поведение в браке, становятся прекрасными.

Они живут экстремальной жизнью, на полную катушку. У них опасная игра со смертью – скорость, экстрим.

 Как им помочь?

1.                 Конфронтация. Быть лицом к лицу и показывать себя. Быть в контакте, но не позволять реагировать импульсивно. Не поддаваться на их импульсы. «Надо ли так вести себя? Можно поговорить спокойно».

Оставаться в отношениях, ног не позволять обходиться с Вами так, как им диктуют их импульсы. Самое худшее - отвергнуть и отпихнуть- это стимулирует их паталогию.

Только, если конфронтацию совмещать с продолжением контакта , вынесут. Демонстрировать уважение. «Но прежде успокойся». Это помогает ему понять как и кем он может быть, и это важный ресурс. Наше поведение не сможет вылечить их, но поможет не стимулировать их расстройство и вступить в диалог.

Если вы сильны как личность, то можно с ним быть. Если травмированы, то тяжело, т.к. всегда надо быть укоренённым в себе- этому нужно учиться. Тем,  кто с ними живёт, важно ходить на психотерапию, чтобы научиться вести себя  в ситуации импульсов.

2. Научить выдерживать себя и выносить свою боль. Психотерапевтический процесс начинается с консультативной работы, что даёт облегчение жизненной ситуации. Это обучающая работа.

Примерно полгода помогаем замечать  свою агрессию. Потом идём на более глубокий уровень.

Фармокология им мало помогает. После первого этапа консультирования переходим на более глубокий уровень.

Учим занимать позицию по отношению к себе, лучше видеть себя. Что ты думаешь о себе, о своём поведении? Как прийти к тому, чтобы уважать себя?

1.                 Отношения с самим собой.

2.                 Отношения с другими и биографическим опытом.

В процессе терапии может возрастать боль и суицидальные импульсы. Давать информацию о том, что боль не может убить – попробуй выносить.

Научить входить в процесс внутреннего диалога с собой. Давать зеркало: как он с собой обходится. Это сложное искусство. Долгие годы могут быть суицидальные импульсы, агрессивное обхождение с терапевтом. Продолжительность психотерапии 5-6-7 лет..

Вначале встречи еженедельные. Потом  - раз в две недели, раз в три недели. Им нужно время, чтобы вырасти. Он пришёл в психологическом возрасте 5-ти лет.  Ему надо вырасти. Надо научить его обходиться с жизненными ситуациями, которые совершают над ним насилие. Терапевт тоже учится вместе с ним и тоже вырастает.

 

 

 

 

ЦВЕТОПСИХОДИНАМИКА КАК СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ

 

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ТЕСТА ЛЮШЕРА.

Кда = жёлтый /синий + чёрный

 

Аутогенная норма Вальнефера.

Цветопсиходинамика терроризма.

1.     Крайняя внутренняя противоречивость.

2.     Внутренний запрет на социально ожидаемые формы общения и деятельности.

3.     «Принципиальная десоциализированность»

 

В структуре психологических защит преобладает регрессия, замещение, компенсация. Или Рационализация, реактивное образование, подавление.



ГлавнаяПрограммы и направления работыУслуги и ценыО насСтатьиРодительская библиотекаОтзывыКонтакты и реквизиты для оплатыФотоальбомПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБКонсультация психолога
© Крякина Людмила Александровна
ludmila.krjakina@mail.ru