Искусство жить.
Психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях
г. Павловский Посад, ул.Кирова, 56,
ТЦ "КИМ", каб. 214
тел: 8-915-090-96-90
Консультации в Москве и Электростали

Подготовка к школе

Подготовка к школе.

Что должна включать подготовка к школе?

В силу законов возрастного развития ребёнок подходит к семилетнему возрасту с такой степенью зрелости мышления, памяти, внимания, речи, эмоциональной и двигательной сферы, которая позволяет ему беспрепятственно начать обучение. Но это в норме. На самом деле множество обстоятельств жизни в период его рождения и взросления, а также наследственные факторы, обусловливают некоторую незрелость. Эта незрелость есть практически у всех детей, но у кого-то она выражена больше, у кого-то меньше. Кроме того есть качественные различия. Кому-то недостаёт внимания,  у кого-то не развита речь, физическая сфера или есть проблемы с логическим мышлением. Сюда же можно отнести общую психологическую незрелость, которая выражается в неком замедлении взросления. Ребёнок как бы остаётся не по возрасту маленьким по своим суждениям, взглядам, привычкам.

Исходя из этого, развивать надо то, чего недостаёт, базируясь на том, что является точками силы. Почему так? Да потому что ребёнок не захочет сам заниматься тем, что у него плохо получается. А насилие в этом вопросе губительно. Оно сильно  отбивает интерес к учёбе. Занятие должно включать в себя обязательно компонент игры, любимой ребёнком, деятельность, которая ему нравится и уж потом – то, что необходимо.

Так, например, ребёнок с трудностями речи и письма очень любит спорт. Развитие речи следует привязать к игре в мяч, например. Можно выполнять разные броски, называя слова по какому-то признаку, можно учиться счёту, кувыркаясь или прыгая через скакалку. А другой ребёнок любит рисовать. Значит,  формировать моторный навык можно срисовывая по клеткам интересные фигуры. Как показывает опыт, индивидуальные занятия по подготовке к школе с каждым ребёнком разные. Сколько детских индивидуальностей, столько и вариантов занятий.

Но это вовсе не означает, что занятия не имеют программы. Напротив, программа очень чётко простроена. Обязательный её компонент – психомоторный тренинг, с которого начинается каждое занятие (хотя есть дети, с которыми приходится проводить все упражнения только в игровой форме). Психомоторный тренинг направлен на развитие базальных психических функций, которые связаны с движением. Память, внимание, мышление, речь  - всё выстраивается на них. Он обеспечивает появление или развитие сложнокоординированных движений, баланс в работе правого и левого полушарий мозга, тренировку эмоционально - волевой регуляции, стимуляцию работы мозга, включение в деятельность эмоциональной сферы.

Вторым элементом программы является познавательная игра. Она может быть подвижной, или настольной, или ролевой. Всё зависит от потребностной сферы ребёнка. Константин Ушинский писал : «Игра – детское счастье». Подготовка к школе должна быть счастьем для ребёнка – только тогда он полюбит знание. Ни в коем случае нельзя загружать ещё не зрелую волю чрезмерным долженствованием. Оно придёт, но только после, как осознанная необходимость.

И вот мы подошли к третьему этапу занятия – работе за столом. Теперь можно обратиться к прописям, логическим задачам, упражнениям на развитие фонематического слуха, срисовыванию по клеткам, штриховкам и пр.

В зависимости от степени школьной зрелости ребёнка продолжительность каждого компонента занятия будет разной. Ведь если ребёнок не наиграется сейчас, он будет это делать на уроке в школе. Как часто приходится наблюдать первоклассников с куклами и машинками на партах. Мудрый учитель не препятствует этому, потому что понимает – ведущая деятельность должна быть в приоритете. А то, что у первоклассника ведущая деятельность не познавательная, а игровая – это уже результат всего дошкольного развития. В норме, конечно, первоклассник больше всего на свете должен хотеть учиться.

А для того, чтобы полюбить знание, к нему надо приобщиться. Для этого обязательны занятия энциклопедического цикла. Они могут включать в себя просмотры слайдов и видео, отгадывание загадок, работу с картотеками и книгами, библиотечные занятия. Только приоткрыв для ребёнка завесу огромного таинственного мира знаний,  мы можем пробудить в нём вкус к учению.

Людмила Крякина, педагог- психолог, консультант.



ГлавнаяПрограммыУслуги и ценыО насСтатьиРодительская библиотекаОтзывыКонтактыФотоальбом
© Крякина Людмила Александровна
ludmila.krjakina@mail.ru