Искусство жить.
Психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях
г. Павловский Посад, ул.Кирова, 56,
ТЦ "КИМ", каб. 214
тел: 8-915-090-96-90

Программа комплексного развития ребёнка 6-9 лет: подготовка и адаптация к школе



   




Программа комплексного развития ребёнка 6-9 лет. 

Подготовка  и адаптация к школе.

автор: 

Крякина Людмила Александровна

Программа направлена на гармоничное развитие  психомоторных, художественных и интеллектуальных способностей ребёнка в процессе доступной для его возраста деятельности. 

Программа построена на основе гештальт- подхода, предполагающего следование за актуальной потребностью ребёнка, не зависимо от его биологического возраста.

Программа предназначена для интеллектуального и общего психического развития ребёнка в период старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она служит для подготовки ребёнка к школе и адаптации в младших классах.

Теоретические предпосылки, положенные в основу программы. 

Исходя из периодизации личностного развития по М. Спаньоло- Лобб (приложение 1), потребность в присоединении к матери, не удовлетворённая в возрасте до 6 месяцев- 1 года, требует своей реализации и может быть удовлетворена через безусловное принятие ребёнка, тактильную стимуляцию( игры с водой, пластическим материалом, песком, камешками; самомассаж), общее поддерживающее поведение взрослого.

Потребность в некритическом восприятии и усвоении информации из окружающего мира, наиболее восприимчивым возрастом для которой являются 6-14 месяцев, продолжает удовлетворяться  через насыщение ребёнка полезными и интересными знаниями о мире, погружении его в атмосферу познания, игры с карточками энциклопедических знаний, прослушивание сказок, рассказов, историй, рассматривание книг. Мы не включаем в свою программу видеоматериалы, так как они и без того в неправомерном изобилии заняли место в жизни  современного малыша, потеснив книги и настольные игры. Здесь наше участие сводится лишь  к рекомендациям о содержании просмотров. Наиболее нежелательными тут являются содержания, уводящие ребёнка от реальности мира. Чем естественнее цвета и формы на экране, тем здоровее воздействуют они на психику ребёнка.

Потребность в «отдавании» миру, возвращении ему энергии, агрессии,избыточного волнения, удовлетворяемая в возрасте от 14  до 24 месяцев через законную агрессию может в дальнейшем выражаться в аутоагресии (грызение ногтей, теребление, почёсывание тела) или драчливости, отверженности, подавленности и одиночестве. Она может быть канализирована через ролевые игры, драматизации, соревнование, игры по правилам, имитации борьбы (подушками, бумагой, пластилином, надувными игрушками, мячами, шарами), рисование сюжетных рисунков.

Потребность в «удерживании себя» формируется в возрасте 24 -36 месяцев и характеризуется приобретением автономии. И этот процесс перехода от слитности к раздельности требует много заботы, иначе ребёнок будет находиться в тревоге. Психогимнастические упражнения помогают справляться с базовой тревогой, учат удержанию границ своего «я», способствуют формированию произвольности поведения.Важно также вводить в практику общения с родителями договоренностей. Это способствует удержанию личностных границ и формирует уважение к границам других.

Программа имеет спиральную структуру – каждый нижележащий уровень включает элементы вышележащего (согласно теории Л.С.Выготского об опережающем развитии), и наоборот, каждый вышележащий  уровень включает элементы нижелещащего (опора на базовые компетенции).

Таким образом, следуя теории М.Спаньоло-Лобб о развитии личности, которая в норме появляется  к 3-му году жизни ребёнка, а вся дальнейшая история жизни человека представляет собою уже личностный рост, мы обеспечиваем условия для развития тех структур личности, которые являются для него актуальными в данный момент времени.

Следующий уровень развития включает

- научение формам поддержки и самоподдержки (игровой обмен, умение удерживать границы, выбор занятий по душе, правила поведения в группе, умение просить)

- развитие познавательных способностей (анализировать, комбинировать, рассуждать. планировать); развитие фонематического слуха как подготовка к чтению (поиск звука в слове, различение звуков, твёрдые и мягкие звуки, соединение звуков в слоги, рифмы); развитие речи ( пересказ рассказов, историй, сказок, составление рассказов по картинкам, сочинение историй); развитие сферы восприятия и моторики (выделение фигуры из фона, ритмические узоры, называние ощущений, упражнения на ритмику, координацию движений, развитие кисти, упражнения на достижение межполушарного баланса)

- психогимнастику, направленную  на перестройку с деструктивных чувств на конструктивные, переживание негативных  чувств (раздражения, гнева, страха, тоски) с переключением на позитивные ( удовольствие, интерес, удивление, признательность).

Все эти упражнения способствуют развитию памяти, внимания, мышления, речи, а , следовательно, и укрепляют способность к познанию мира, помогают в учёбе

Целью данной программы является повышение эффективности познавательной деятельности  посредством развития  и коррекции развития высших психических функций (внимания, памяти, мышления, речи) и психомоторной сферы ребёнка; повышение его социализированности.

В достижении цели ставятся следующие задачи:

- проработка дыхания, стимуляция энергетического потенциала, оптимизация тонуса

- обучение релаксации, повышение устойчивости,  устранение патологических ригидных установок

- развитие чувства ритма,перцептивных и мнестических возможностей,  формирование пространственных представлений

- развитие  мышления и речи ребенка,  постепенный переход  от предметно-конкретного, образного мышления подводятся к абстрактно-логическому способу отражения действительности

- развитие у ребёнка тонкой моторики  

- развитие  фонематического  слуха, слухового внимания и слуховой памяти;  совершенствование фонематического восприятия и фонематических представлений

- формирование эмоциональной  открытости  и доброжелательности для лучшей адаптации в коллективе сверстников, выработка в процессе занятий положительных черт характера (честность, смелость, доброта…), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность…).

Составляющие элементы программы:

- диагностика развития высших психических функций, психомоторной сферы и общего психического развития на начальном этапе реализации программы

- психомоторная коррекция и развитие

- развитие интеллектуальных способностей

- развитие эмоционально- волевой сферы

- развитие коммуникативных навыков

- обогащение энциклопедическими знаниями

 - диагностика развития высших психических функций, психомоторной сферы и общего психического развития на промежуточном этапе реализации программы

- диагностика развития высших психических функций, психомоторной сферы и общего психического развития на заключительном этапе реализации программы

Методы и средства реализации программы.

1.                 Чтение вслух рассказов, стихов, сказок, пословиц, поговорок, скороговорок.

2.                 Прослушивание аудиозаписей песен, музыки, рассказов, сказок, стихов.

3.                 Психомоторная разминка: упражнения на дыхание, координацию движений и достижение межполушарного баланса, дифференцировку усилий, тренировку эмоционально- волевой регуляции, упражнения на пластику, подражение движениям животных, растений, других людей, ритмические движения под музыку.

4.                 Рисование: штриховки, раскраски. создание фона, рисование фигур, рисование под музыку, рисование сюжетов, диагностическое рисование

5.                 Лепка: гимнастика кисти- разминание пластилина, глины, тренировка тонкой моторики- лепка мелких деталей, развитие воображения- сюжетная лепка, игровая лепка- сюжеты и сказки.

6.                 Игры с фигурами: выбор своих фигур, самостоятельная игра, ролевая игра в группе.

7.                 Настольные игры: энциклопедические лото, домино, карточки запоминания, пазлы…

8.                 Подвижные соревновательные игры: вышибалы, штандры, «часовой», словесные баталии…

9.                 Упражнения с лентой, палочками, мячом, подушкой…

10.             Ролевые игры, этюды.

11.             Тренинг общения

12.             Упражнения на развитие способностей по картам- заданиям.

13.             Упражнения на развитие фонематического слуха, звуковая мозаика

14.             Упражнения на развитие зрительно- двигательной координации и мелкой моторики – оригами, графические диктанты, прописи.

15.             Беседы о культуре, этикете, правилах поведения, тематические беседы.

16.             Работа с книгой.

17.             Групповое действие (коллаж, строительство, сказко-терапевтические сюжеты).

18.             Каноны.

 

Направления развития и их связь с разделами знаний:

-           психомоторный тренинг и психогимнастика (биология, музыка, литература, физиология, искусство, математика)

-          развитие фонематического слуха, вербальных и невербальных способностей (литература, история, языки, география, искусство, математика, общие законы естествознания)

-          энциклопедия

Энциклопедия.

Разделы знаний и их связь с направлениями развития:

1. Биология- (психомоторный тренинг)

2. История- (развитие фонематического слуха)

3. География- (развитие фонематического слуха)

4. Музыка –(психогимнастика)

5. Искусство –( развитие фонематического слуха, психомоторный тренинг, история)

6. Математика – ( развитие способностей, психогимнастика)

7. Физиология человека – (психогимнастика, психомоторный тренинг)

8. Общие законы естествознания – (развитие способностей, психогимнастика)

9. Литература-  (развитие фонематического слуха, психогимнастика)

Содержание программы психомоторной коррекции и психогимнастики.

Эти занятия проводятся в первую половину часа на ковре под классическую музыку и являются приготовительными к содержательным занятиям за столом.

 

Уровень активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов.

Уровень ощущений и управления собственным телом. 13 часов.

Тема 1. Поддержание тонуса мышц. Повышение координации, увеличение выразительности движений, повышение инициативы, снятие ригидных телесных установок. Четырёхфазные дыхательные упражнения. Увеличение интервала. Медленное глубокое диафрагменное дыхание. Отработка дыхательных упражнений. Подключение воображения к дыхательным упражнениям. Каноны.

 Подключение вокализации на выдохе. Сочетание дыхания и движения. Каноны.

Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал. Упражнение «Представление». Упражнения «Марионетки», «Буратино», «Восьмёрка».

Упражнения на развитие мелкой моторики. Спонтанное рисование по образцу.

Рисование  , срисовывание и штриховка.

Рисование простого узора.

Тема 2. . Упражнения на снятие аффективной и активационной лабильности, быстрой истощаемости, органные дизритмии, мышечные дистонии, общей диспластичности, неловкости.

Оптимизация тонуса и обучение релаксации. Упражнения на прочувствование собственного тонуса. Приёмы релаксации. Выполнение упражнений под музыку. Образные представления при выполнении упражнений. Упражнение « Рост горошины»

 Варианты работы с тонусом, упражнения «Пальто», «Вертолёт» .

Тема 3. Повышение энергетического потенциала.

      8. Элементы цвето и ароматерапии. Интеграция в теле, релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений. Рисование под музыку, сюжетное рисование.

     9. Работа с локальными мышечными зажимами. Упражнения лёжа на спине. Упражнения  лёжа на животе. Упражнения сидя на полу. Упражнения стоя. Игра «Стиральная машина».

   10. Повышение устойчивости. Игры и упражнения на выражение агрессии в социально- приемлемых рамках.

   11. Работа с паталогическими ригидными телесными установками. Развязка синкинезий. Развязка синкинезии «глаза- язык». Работа с ярким предметом. Совмещение упражнений на «развязку» синкинезий с дыханием. Расширение репертуара артикуляционных и кинетических синтезов. Тренировка губных мышц. Тренировка мышц языка. Отработка автономных и сочетанных движений на уровнях глаз и языка. Игра «Медвежата».

  12. Развитие целостного образа тела. Выразительные движения.

   13 Развитие невербальной коммуникации индивидуальные и парные. Групповые упражнения. Этюды «Повтори движение».

2.  Уровень операционального обеспечения сенсо- моторного взаимодействия с внешним пространством. 14 часов.

Тема 4. Развитие чувства ритма.

14. Совмещение ритма дыхания с движением. Передача ритма по кругу.

15. Ориентация на внешний ритм. Игра «Гномики».

Тема 5.  Развитие перцептивных и мнестических возможностей.

16.    Развитие экстероцептивной чувствительности. Повышение чувствительности к модально- специфической информации (зрительной).

17.     Повышение чувствительности к модально- специфической информации (слуховой).

18.    Повышение чувствительности к модально- специфической информации (тактильной и обонятельной).

19.    Перевод из модальности в модальность, межмодальный синтез и запоминание. Рисование сказки, сюжета.

Тема 6. Упражнения на развитие памяти и формирование пространственных представлений.

20.    Игра «Запомни одежду». Рисование разными средствами и материалами сюжета по памяти. Заучивание стихов.

21. Формирование пространственных представлений. Внешние опоры и маркеры пространственных представлений. Маркировка левой руки. Смысловые маркировки верха и низа. Перешифровка. Переход к графическим схемам. Движения в разных зонах пространства. Игра «Часовой».

    Тема 7. Динамическая организация двигательного акта.

   22. Кинетическая мелодия. Использование зеркала для дополнительной зрительной афферентации. Содержательное многообразие паттернов. Пачки ритмов.

Игра «Магазин зеркал».

  23. Графические работы, аппликация и мозаика. Упражнения на развитие тонкой моторики.

  24. Формирование одновременных и реципрокных сенсо- моторных взаимодействий.

Сборка картинок , пазлы.

 25. Упражнения лёжа на спине. Упражнения сидя. Упражнения стоя на четвереньках. Упражнения стоя.

Подражательные и копирующие движения.

Игра «Море волнуется».

26. Развитие ловкости. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Упражнения с мячом. Упражнения с гимнастической палкой. Игры в «Вышибалы»,

27. Развитие внимания.

Игра «Вспомни своё место».

Игра «Что изменилось».

Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов. 12 часов.

Тема 8. Преодоление несформированности произвольности саморегуляции, трудностей перекодировки вербальной и пространственной информации, полевого поведения, тенденции к инактивности и аспонтанности, отсутствия навыков совместных действий, эмоциональной неадекватности.

28. Правила игры и роли. Отработка коммуникативных навыков. Этюд «Мальчик и медведи»

29. Движение как единое целое. Соревнования. Двигательные импровизации. Игра «Повтори животное».

30. Развитие произвольного внимания и памяти. Игра «Парные картинки».

31. Упражнения на  переключение, на преодоление двигательного стереотипа.

32. Игры, происходящие во внутреннем плане действия. Шахматы.

Тема 9.  Синестезии и произвольная саморегуляция

33. Зрительные представления. Рисование красками, создание фона, рисование различных фигур.

34. Тактильные представления.  Лепка мелких деталей. Рисование пальцем.

35. Обонятельные представления Вкусовые представления. Игры в домино и лото

36. Кинестетические представления. Работа с мелкими деталями, игрушками, крупой.

37.Слуховые представления. Синестетические образы. Игра «Составь рассказ по карточкам».

38. Игры в «Штандры», «Часового», «Колечко», «Третий лишний»

39. Повторение пройденного.

40. Повторение пройденного.

 Годовой энциклопедический круг.

1.      Сентябрь- октябрь

Новолетие. Календарь. Времена года. Время суток. Часы. Режим дня.

Успение, Рождество Богородицы – сбор урожая, плоды. Семья, родители , прародители.

Покров. Павлово-Посадские платки..

2.      Октябрь- ноябрь .

Великие святые. Сергий Радонежский. Отечество, его история. Славяне, крещение Руси, древняя Русь, средние века, новые времена. Князья и цари. Защита Родины. Казанская.

3.      Ноябрь- декабрь.

Сотворение мира. Планеты и светила. Солнечная система.

Земля, горы,  моря, реки, вулканы. Карта. Континенты и страны. Города России.

Три состояния вещества (вода:жидкость, пар, лёд (снег).

4.      Декабрь-январь.

Рождество, рождественские истории. Большие праздники, годовой круг.

Животные. Звери.

5.      Январь- февраль.

Месяцы. Изображения времён года. Пейзажи. Великие художники и их картины. Встреча зимы с весной. Сретение.

6.      Февраль- март.

Загадки, сказки, потешки, песенки, считалки. Музыкальные произведения. Художественные произведения. Пейзаж, портрет, натюрморт.

Птицы.

7.      Март- апрель.

Евангелие. Библейские  истории и притчи.

Литературные произведения: стихи, сказки, рассказы, пословицы, поговорки, считалки. Великие писатели. Деревья и кустарники. Вербное воскресение. 

8.      Апрель- май.

Весна. Цветы, птицы.

Космос. Планеты, светила, созвездия, космонавты.

9.      Май-июнь.

Планета земля, Моря, реки, горы, вулканы. Континенты, страны и города.

10.  Июнь-июль

Троица. Травы и грибы. Животные : земноводные, насекомые, рыбы. Хороводы, танцы, игры на воздухе. Виды спорта.

11.  Июль- август.

Цвета и формы. Геометрические тела и плоские фигуры. Счёт.

12.  Август- сентябрь.

Буквы и слоги, звуки.

Логика, числа, фигуры

1.                  Выделение признаков отличия  сходства.

2.      Решение задач на сходство отличие на примере общности зверей, деревьев и пр.

3.      То же сравнивание картинок

4.      То же парные картинки

5.      Классификация картинок по категориям.

6.      Группы общностей:деревья, цветы, фрукты, звери, птицы, транспорт и пр.

7.      То же по таблицам Зака

8.      То же по поиску картинки с недостающими признаками.

9.      Решение задач на комбинаторику на примере цветных вещей.

10.  То же на примере игр на внимание

11.  То же по таблицам Зака.

12.  Развитие способности рассуждать по картинкам:времена года, режим дня.

13.  То же по задачам Зака.

14.  Развитие способности к внутреннему плану действий на примере шашек и шахмат.

15.  То же конструкторов и мозаик.

16.  То же пазлов

17.  То же по таблицам Зака.

18.  Числовой ряд, ориентация в нём.

19.  Больше-меньше

20.  Сложить-отнять-умножить-разделить

21.  Практический счёт: деньги, дни, предметы, часы и минуты.

22.  Геометрические фигуры.

23.  Танграм и монгольская игра

24.  Геометрические тела

Графика и письмо.

1.  Обводка фигур.

2.   Срисовывание по клеточкам.

3.   Лабиринты.

4.   Тяги.

5.   Узоры.

6.   Крючки и палочки

7.  Элементы прописных букв.

8. Срисовывание

Чтение.

1.Изучение букв и звуков по карточкам.

2. То же на сенсорном материале.

3. То же на звуковых азбуках

4. Выделение звуков из слов.

5. Подбор слов на звук.

6. Звуки мягкие и твёрдые.

7. Слоги.

8. Звукосложение по азбуке.

Изобразительная деятельность.

1.  Рисование фигур карандашом.

2.   Рисование по клеткам.

3.   Тематическое рисование :овощи, фрукты, звери, птицы, транспорт, человек, натюрморт, пейзаж.

4.   Рисование гуашью.

5.   Рисование фигур на фоне.

6.   Рисование в созвучии с настроением.

7.   Рисование под музыку.

8.   Живопись маслом.

9.   Лепка мелких фигур.

10.  Лепка комплексной фигуры.

11.  Лепка сюжетов.

12.  Рисунок пластилином.

13.  Композиции из различных материалов.

14.  Коллажи

Литература.

Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. Простые упражнения для раскрытия умственных возможностей.- М: Издательский отдел ЦВЛД, 1993, 44 с.

Игры, обучение, тренинг, досуг… (Под редакцией В.В.Петрусинского. В четырёх книгах.- М: Новая школа, 1994,368 с.

Комплекная методика психомоторной коррекции. Под редакцией к.п.н.А.В. Семенович. Отдел нейропсихологии. 19981г.

4. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос, 2014. - 288 c.
5. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос, 2015. - 803 c.
6. Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростков / В.Р. Кучма. - М.: Медицина, 2015. - 384 c

7. Малыгин, В.Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика / В.Л. Малыгин. - М.: Мнемозина, 2014. - 327 c.
8. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. - М.: Просвещение, 2015. - 670 c.
9. Петровская, Вера Дисфункциональность супружеской диады и поведение подростка: моногр. / Вера Петровская. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. 
10.Ушинский К. Педагогическая антропология. 









ГлавнаяПрограммы и направления работыУслуги и ценыО насСтатьиРодительская библиотекаОтзывыКонтакты и реквизиты для оплатыФотоальбомПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБКонсультация психолога
© Крякина Людмила Александровна
ludmila.krjakina@mail.ru