Искусство жить.
Психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях
г. Павловский Посад, ул.Кирова, 56,
ТЦ "КИМ", каб. 214
тел: 8-915-090-96-90

О природе страха


Психология страха и роль детской литературы в работе со страхами.

О природе страха.

    Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями ВНД:

-     изменяется частота пульса и дыхания;
-     меняются показатели артериального давления;
-     усиливается отделение желудочного сока и пр.

    Это приводит к возникновению ряда хронических заболеваний.

    Угрожающий стимул вызывает эмоцию страха.

    Существует два универсальных и фатальных страха: страх смерти и крах жизненных ценностей. Им противостоит жизнь, здоровье, самоутверждение и жизненное благополучие (личностное и социальное).

    Помимо этого страх вызывает переживание реальной или воображаемой опасности в процессе жизненного опыта. К травмирующему опыту относятся боль,  испуг, болезнь, конфликты, неудачи, поражения.

    Страхи могут быть внушенными. Часто причиной их может служить чрезмерное беспокойство родителей. В результате у ребенка возникает потеря спонтанности и уверенности в себе. В поведении появляется напряженность, скованность, осторожность. На эту тему рассказ Н. Сладкова «Холод».

    Страх имеет характер условно-рефлекторного воспроизведения. Апофеозом страха и тревоги является ужас. Тревога, в отличие от страха, — это только предчувствие опасности, она сопряжена с состоянием беспокойства. К социальному портрету тревожного ученика относятся такие черты, как развитое чувство собственного достоинства, ответственности, долга; сверхчувствительность к своему положению и признанию окружающих.

    Итак, тревога – это аффективное ощущение предстоящей угрозы.

    Страх — это аффективное отражение в сознании конкретной угрозы.

    Страхом страха является запредельный уровень тревоги.

    Страх может быть ситуативным и личностным (предопределенным характером); реальным и воображаемым; острым и хроническим. Патологический страх выражается ужасом, эмоциональным шоком, потрясением.

    У взрослых к детским страхам, как правило, имеется два подхода. Это оберегание и игнорирование страхов как проявлений слабости, безволия, непослушания. Альтернативой этим подходам является отношение ровное, без лишнего беспокойства, морали, осуждения, наказаний. Очень хорошим средством в борьбе со страхом может стать рисование. Оно служит вакциной, вырабатывающей иммунитет. Повторное переживание страха дает эффект ослабления его травмирующего звучания. Интерес при рисовании гасит эмоцию, заменяя ее волевым сосредоточением.

    Во многих психологических подходах к излечению от страха есть такой прием как поиск ресурса в прошлом опыте человека, который поможет с этим страхом справиться. Универсальным ресурсом в борьбе со страхом является молитва. Но, к сожалению, мало сейчас отыщется детей, способных найти ее и связанные с ней образы в своем опыте. Поэтому поиск должен быть опосредованным. Этот ресурс могут дать герои книг, которые такой опыт имеют, живут с ним, поступают согласно ему.  

    Подобный эффект достигается при чтении художественного произведения, где описывается похожий страх. Кроме того, чтение способно привести к изменению установки, коррекции мировоззрения, что, в свою очередь, является главным условием освобождения от страха.

1.       Обзор детских страхов

В книге «Дневные и ночные страхи у детей», С.-П. 2000., А.И. Захаров выделяет 29 основных страхов у детей. Это:

1) когда остаешься один;
2) нападения;
3) заболеть, заразиться;
4) умереть;
5) того, что умрут родители;
6) каких-то людей;
7) мамы или папы;
8) того, что родители накажут;
9) сказочных персонажей;
10) опоздать в школу;
11) перед тем, как заснуть;
12) страшных снов;
13) темноты;
14) определенных животных;
15) транспорта;
16) бури, урагана, наводнения;
17) высоты;
18) глубины;
19) замкнутого пространства;
20) воды;
21) огня;
22) пожара;
23) войны;
24) больших улиц площадей;
25) врачей (кроме зубных);
26) крови;
27) уколов;
28) боли;
29) неожиданных резких звуков.

    В норме среднее количество страхов для детей 7-10 лет-6-7 у мальчиков и 9-10 у девочек.

    Психокоррекционная работа в группах детей 1-3-х классов показала, что наши дети больше всего боятся:

-   утонуть;
-   остаться без мамы;
-   нападения неизвестных существ и животных (НЛО, Фреди Крюгера, домового, существ, которые находятся в темноте).

    Общее количество перечисляемых страхов у некоторых детей составило 10-16.

    Это конкретные страхи, которые детьми осознаются. Конкретными должны быть и литературные персонажи, которые помогут с ними справиться.

    Приключения героев на воде и под водой помогут преодолеть страх утонуть. Это, например «Морские истории» Станюкевича. Переживая приключения Максимки, ребенок ассоциируется с ним и через его опыт обогащает свой собственный. Интересны переживания, связанные с водой, Евсейки  М. Горького. Страх перед рыбами не мешает ему проявить сообразительность и находчивость. Заманив рыбу мухами, которых он якобы и сам любит, Евсейка, уцепившись за нее, выплывает  на поверхность.

    Но страх воды, как, впрочем, и любой другой, метафоричен. Утонуть в житейском море, потеряться, лишиться чувства опоры, видимых маяков - вот чего боится человек. Недаром церковь сравнивается с кораблем в море мирской суеты. Есть и более конкретный литературный образ — Ноев Ковчег. Праведный человек Ной, претерпев потоп, спасается.

    Страшно там, где нет семьи. Когда уезжают мама и папа, творится неладное. Прилетают Гуси-Лебеди и уносят маленького мальчика из-за непослушания старшей сестры. Никакой страх не останавливает девочку, раскаивающуюся в том, что она нарушила родительский наказ. В сказках Андерсена «Снежная королева», «Дикие лебеди», сказке о Маше и Ване Елены Пелевиной страх также побеждается желанием победить зло. Но для этого необходима определенная нравственная установка.

    Но вот братец возвращен, и семья воссоединилась.  Многие дети лишены этого обыкновенного счастья — быть под защитой семьи. Современная семья претерпевает кризис. Даже внешне благополучная семья внутренне может быть далеко не благополучна. Но мы находим множество примеров в литературе, когда ребенок, лишенный семьи, все-таки сохраняет внутреннюю чистоту, целомудрие, порядочность. Таков Гек Фин Марка Твена, Реми Гектора Мало, Сергей из «Белого пуделя» Куприна. Значит дело не в фактической семье, а в чем-то другом.  Столетиями формировался образ семьи не мыслимой без покровительства Бога-Отца и Богородицы-Матери. Слишком много было сделано для разрушения этих архетипов. Восстановление их возможно только через приобщение к культурному отеческому наследию. Слишком много сейчас авторов, провозглашающих, подобно Льву Толстому, «свою истину». Но, в отличие от него, их уже никто публично не предает анафеме.

    Альтернативой страху остаться без мамы могут стать переживания героев многих приключенческих повестей. Это «Приключения Тома Сойэра и Геккельбери Фина» Марка Твена, «Без семьи» Гектора Мало, «Малыш» Альфонса Доде. Преодолевая трудности и перипетии жизни,  полной приключений, герой приобретает главное – взрослость, умение самому отвечать за себя и того, кто рядом. Главная идея  сказок   «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Дюймовочка», «Золушка», «Василиса-прекрасная» в том, что девушка, оставшись одна, получает чудесную помощь, проявив трудолюбие и долготерпение. В конце ее ожидает любовь и замужество как вознаграждение. В таких сказках как «Крошечка- Хаврошечка», «Василиса-прекрасная», благословение  матери передается посредством куколки или коровки. Эта идея несет в себе глубоко православные корни. Благословляющий материнский образ Богородицы несет защиту и помощь всем страждущим и нуждающимся. Прекрасный пример семейного православного быта мы находим в повестях Ивана Шмелева «Богомолье» и «Лето Господне».

    Следующий страх – темноты и непонятных явлений.

    Прекрасны рассказы Носова и Сутеева о детских страхах, связанных с непонятными явлениями. Это «Живая шляпа», «Тук-тук». На эту тему стихотворение Пушкина «Вурдалак», рассказ К.Д. Ушинского «Трусливый Ваня».

    Много есть сказок, в которых герои не обходятся без огня. «Огниво» у Андерсена,   Василиса, путешествующая к Бабе Яге за огнем. С темнотой способен справиться только свет. Символ света — свеча, лампада, Вифлеемская звезда. Свет превращает темноту в ее противоположность. Темные сущности боятся света.

    Эти сущности — отдельный тип страха. Один мальчик так описывает того, кто сидит в темноте: черный, мохнатый, с розовой мордой и рогами. Очень узнаваемый образ. Вернемся снова к Василисе. Никакого дела не начинала она без молитвы и поэтому не было у нее страха перед Бабой Ягой.

    Во многих станинных сказках встречается тема взаимодействия человека с нечистой силой. И все их объединяет одно — то, что человек, наделенный силой и мудростью Божьей,  одерживает верх над нечистью. Таков Балда, в сказке Пушкина, таков герой сказок В. Жуковского Иван-Царевич, гоголевский кузнец Вакула, оседлавший черта, Никита-Кожемяка, запрягший Змея. Здесь нет заигрывания с нечистой силой, нет сделок, сговоров с ней. Есть только бесстрашие и упование на помощь Божию. «В дверях остановясь , перекрестился на все четыре стороны, потом, как должно, поклонился и , глазами избушку всю окинувши , увидел, что на полу ее лежала Баба Яга…»

    Есть другой подход и другая литература на эту тему. Это заигрывание с нечистой силой. Таков «Домовенок Кузька». Вроде бы очень милое существо, однако…Церковь нас остерегает от такого пути.

    Есть на эту  тему и сказания о святых. Это повесть о Петре и Февронии. Петр, победив змея, заражается болезнью, от которой его излечивает только любовь Февронии.

    Отдельная тема страхов — это страх животных . Вот рисунок девочки, которая испугалась неизвестного животного, которого она называет рысью. Этот случай действительно был, и ей действительно есть чего бояться. Но вот случай, который описывает Иван Попов (журнал Парфенон, №1 2001г. стр. 10). Собака, убежав от охранника покусала человека, побежала дальше и встретила священника. Тот перекрестил животное, собака остановилась и успокоилась. О дружбе святых со зверями книга «Чудесная дружба». Рассказы о животных Чарушина учат детей с любовью и пониманием относиться к животным.

2.       Диагностика страхов

    Есть страхи скрытые, неконкретные. На вопрос:

-   Чего боишься? — человек отвечает :
-   Ничего, — потому что страх может быть скрыт от сознания.

    В психологии есть большой класс диагностических методов, называемых проективными. То есть человек проецирует свои чувства посредством рисунка, выбора цвета, мимики, жестов, выражений.

    Хочу предложить вам группы рисунков детей в соотнесении с их цветовыми выборами, которые говорят нам о том или ином типе страхов личностного или социального происхождения, а может быть уходящих корнями в пренатальный период жизни.

3.       Чего на самом деле боятся дети?

    Первую группу детей объединяет самобытность, чувство независимости, стремление выделиться. Но творческий потенциал не раскрыт. Посмотрите как упираются ярко одетые дети в закрытую дверь  темной пещеры, как смещена дорожка, сами люди.

    На этом рисунке сияющие вершины гор контрастируют с мальчиком, держащим факел и повернувшимся  спиной к горам и пещере, в которую предстоит войти.

    Этих детей также объединяет подавление потребности в самореализации, общая тема — «страх войти».

    Книги, описывающие приключения героев детей Виктора Драгунского, Николая Носова, Бориса Житкова и других авторов помогут им справиться с внутренним препятствием, приобрести раскованность и спонтанность.

    В рисунках этой девочки присутствует атрибут времени- будильник. На другом ее рисунке- ступени в виде пьедестала. Цветовой тест сигнализирует о высоком уровне притязаний при невозможности их реализации. В связи с этим – чувство жертвы, обиды, напряженность во взаимоотношениях. Страх не достичь, не успеть, не соответствовать. Мы уже встречали эти характеристики в описании тревожного типа личности. Внутреннее беспокойство сковывает активность, мешает сосредоточиться, оттягивает энергию от решения учебных задач.

    В руку, зажатую в кулак, ничего не положишь. Жертвенность, способность героя взять на себя ответственность за происходящее поможет избавиться от этого страха. Это «Аленький цветочек», «Русалочка», «Цветик-семицветик» Катаева.

    Сказка о потерянном времени Шварца связана с неумением быть хозяином своему времени. Часто это происходит при делегировании ответственности за своевременность родителям. Ребенок не учится сам чувствовать время, сам отвечать за него.

    Авторов этих двух рисунков объединяет желание разбрасываться, непоследовательность и своеволие. В первом случае это выражается в уходе от темы, незавершенности, не проработке деталей, во втором- отсутствием прорисовки фона, широким махом, отсутствием границ. Назовем это страхом самоограничения, неверием в возможность через мужественность и суровость, волевую регуляцию и аскетизм достичь «мира в душе». Это тема оловянного солдатика Андерсена. Стрекоза и муравей у Крылова символизируют эти противоположности. Стрекоза боится зимы, потому что она не готова к ней. Так и ребенок , привыкший «порхать», боится дела. Муравей же , напротив, спокоен и умиротворен, потому что заранее готов ко всем трудностям.

    А вот тема «заколдованной принцессы». Авторов этих рисунков объединяет страх перед трудностями, на фоне слабого типа нервной системы и отсутствия достаточной эмоциональной поддержки в семье. Собака, цепь, будка – символ связанности. «Спящая царевна», «Чужая калитка» Пермяка, «Торопливый ножик», «Мальчик-огонек» Киселевой, «Два Мороза». Без труда не вынешь рыбку из пруда. Глаза боятся, а руки делают. Но прежде надо проснуться и начать действовать.

    Похожий страх – страх проявиться, встать над серостью, отойти от стереотипа. Тема рисунков – ограничение, в которое загоняет себя герой. Тема веры и неверия. «Молитва маленького мальчика».

    А вот в чем проявился страх смириться с принятой реальностью. Неординарная девочка, вынужденная в силу обстоятельств во многом себя ограничивать. Внутренняя непокорность с установкой на социальное одобрение вырывается наружу в виде страхов непонятных существ.  Героини сказок «Золушка», «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Серебреное копытце» Бажова- пример безропотного внутреннего принятия своей доли. В финале героиня получает вознаграждение за чистосердечное смирение и кротость.

    Еще один социальный страх – страх быть в коллективе. Характерен неполный рисунок «Репки». На рисунках себя и семьи- полная раздробленность. Возможные причины — гиперопека и дошкольная изоляция от сверстников.

    Сказки Сутеева, рассказы Носова — вот где заразительные примеры взаимовыручки, совместных выдумок, интересных общих дел.

    Еще одна тема страхов, отражающаяся в рисунках первоклассников – страх двигаться вперед, затратить энергию. На рисунках нет ног, коротенькие ручки, что символизирует проблемы с движением и действием. Этот страх часто имеет пренатальные корни и может быть связан со стремительными родами или кесаревым сечением. Ребенок не имеет достаточного опыта «рождаться». Неустрашимые, всегда идущие вперед герои Джека Лондона., активные и настойчивые герои сказок Андерсена («Путешествие Нильса с дикими гусями»).

И в заключении о главном — о единственном страхе, который имеет право на существование — это страх Божий. О нем дети прочитают в Заповедях Божиих, детской Библии, Псалтыре для детей, детских молитвословах.




ГлавнаяПрограммы и направления работыУслуги и ценыО насСтатьиРодительская библиотекаОтзывыКонтакты и реквизиты для оплатыФотоальбомПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБКонсультация психолога
© Крякина Людмила Александровна
ludmila.krjakina@mail.ru